Как выходцы из Нинбо Шанхаем рулили

Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.

Уцелевшие ворота в наши дни. Источник: Katya Knyazeva

Дом гильдии выходцев из Нинбо (四明公所((Сымин — одно из древних названий города Нинбо, в честь расположенного поблизости одноименного горного хребта Сыминшань)))

Адрес: 582 Renmin Road (открыть в baidu map)
Год постройки: 1797
Нынешнее состояние: руины

Ворота гильдии в начале 20-го века. Источник: Survey Shanghai 1849-1949

Загадочные обломки старинных кирпичных ворот стоят в тени современных офисных зданий на Renmin Road. Это все, что осталось от могущественной гильдии выходцев из Нинбо, когда-то рулившей Шанхаем.

Сотни лет прибрежный город Нинбо не уступал Шанхаю и даже превосходил его по населению и торговой активности. Но преимущество Шанхая было в доступе к устью реки Янцзы, важной торговой артерии Китая, поэтому купцы и ремесленники из Нинбо исстари сновали между двумя городами в поисках рынков сбыта, а нинбоские банкиры и судовладельцы открывали конторы в Шанхае.

Читать далее: Землячества — социальные сети прошлого века

Обосновавшись на чужбине, провинциалы организовывали клубы соотечественников, или гильдии (会馆 и 公所). Нинбоская гильдия в Шанхае была основана в 1797 году. Раскидистый комплекс зданий, огороженный высокой белой стеной с красными кирпичными воротами был построен за пределами тогдашнего Шанхая, к северо-западу от городской стены, в малонаселенной заболоченной местности.

Комплекс зданий гильдии высится за воротами. Источник: virtualshanghai.net

Внутри комплекса находились склады, молельни, трактиры и постоялые дворы «для своих». Выходцы из Нинбо даже в Шанхае предпочитали все родное: от деловых партнеров до проституток, говоривших на родном диалекте. Значительную часть территории гильдии занимало кладбище, где в специально привезенной из Нинбо земле обретали временный покой соотечественники, почившие в Шанхае. Родной земли на всех не хватало, и временные могилы подчас превращались в стопки гробов, растущие в ожидании отправки морем на место постоянного захоронения.

Подписание Нанкинского договора в 1842 году обозначило Шанхай в качестве одного из пяти портов, открытых для международной торговли, и региональный бизнес из окрестных провинций активно потянулся в Шанхай. Будучи старожилами в Шанхае, представители Нинбо оказались в выгодном положении по сравнению с новоприбывшими. Их гильдия росла и расширялась. Уроженцы Нинбо заняли ведущие посты в городской администрации Шанхая, вытеснив другие китайские группы из прибыльных сфер влияния в Шанхае (банковское дело, недвижимость и морские перевозки).

Читать далее: Дом морской гильдии: закат эпохи

Иностранный Шанхай не стоял на месте, и к северу от китайского города появились Международный сеттльмент и Французская концессия. Территория последней начиналась сразу от стен китайского города и окружала гильдию Нинбо со всех сторон. В 1874 году французский муниципалитет дал добро на прокладку муниципальной дороги по территории гильдии. Соотечественники из Нинбо горой выступили против решения французов и организовали вооруженную защиту своего «посольства». В стычках погибло несколько человек.

Французы со штыками и защитники гильдии с бамбуковыми палицами во время волнений 1898 года. Источник: 晚清奇案百变

Через двадцать лет история повторилась: французы снова посягнули на клочок нинбоской земли в Шанхае, заявив, что открытый склад гробов в центре концессии – угроза общественному здоровью. И снова сообщество стеной встало на защиту своей земли. Во время борьбы с французской полицией здания и стены гильдии были сильно повреждены, но вскоре восстановлены. Полностью избавились от них уже при коммунистах, когда все «феодальные» гильдии были расформированы. Лишь ворота остались стоять, как символ пролетарской борьбы против иностранных империалистов.

Для заглавной иллюстрации использована фотография ворот гильдии, затертых среди офисных зданий. Фото: Катя Князева

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая:

Wǒ ❤️ Magazeta

Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.