Дом за мостом: отсюда мало кто выходил живым

Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.

Дом за мостом – темное пятно в истории Шанхая

Дом за мостом

7 этажей
Площадь постройки: 11 600 кв. м
Адрес: 85 Sichuan Bei Lu (открыть в baidu map)
Год постройки: 1935
Нынешнее состояние: жилой дом

Семиэтажный многоквартирный дом в стиле ар-деко неподалеку от моста через Сучжоуский канал, был построен в 1935 году. В те годы северный район Шанхая активно обживался иностранцами, которых привлекала близость к деловому центру в районе Банда, к вокзалу и к промышленной зоне на северо-востоке города. «Дом за мостом» (大桥公寓/大桥大楼) состоял из просторных многокомнатных квартир, и его первыми жильцами были исключительно европейцы, среди которых было и несколько русских эмигрантов.

Жильцы дома Моисей и Рива Кац во дворе летом 1937 года. Источник: Jerry Moses

Комфортная жизнь в новом доме продлилась чуть больше года. В августе 1937 года после оглушительной бомбежки китайских районов Шанхая, японская армия оккупировала север города. Те здания, что не пострадали от взрывов и пожаров, были реквизированы оккупантами. В «Доме за мостом» был устроен штаб и тюрьма японской военной полиции «Кемпейтай», известной как «японское гестапо». Чтобы переделать жилой дом в тюрьму, бывшие квартиры разделили деревянными перегородками на 12-метровые камеры, в каждую из которых помещалось около 12-15 пленников, арестованных по подозрению в анти-японской деятельности.

Бомбардировка северных районов Шанхая в 1937 году. Источник: Karl Kengelbacher

В первые годы оккупации иностранные территории Шанхая сохранили свою автономию, хотя и были изолированы от внешнего мира. Иностранные обитатели поначалу не догадывались, что в доме за речкой китайских борцов против оккупации пытают, зачастую до смерти. Но вскоре в лапы палачам стали попадать европейские и американские журналисты, передававшие из Шанхая репортажи о ходе военных действий. Об них тушили сигареты, пытали водой, электрошоком и бессонницей, а в камерах их добивали болезни и голод.

Схема камеры нарисованная по памяти арестантом Генри Принглом. Источник: Henry Pringle

В конце 1942 года японцы полностью захватили Шанхай, включая иностранные концессии, и вслед за журналистами в камеры пыток стали отправляться банкиры, промышленники и дипломаты, из которых пытались выманить сведения о скрытых капиталах или попытках шпионажа. Сочетание «Дом за мостом» имело дурную славу: отсюда мало кто выходил живым.

Лестничный пролет в “доме за мостом”

После поражения Японии в августе 1945 года, выживших заключенных освободили и роли поменялись: в «Доме за мостом» разместилась тюрьма для военных преступников. После прихода к власти коммунистов из-за нехватки жилья дом снова перевели в жилой фонд. В наши дни в бывших пыточных каморках размещаются кухни и подсобки. Хотя большинство живущих в доме не догадывается о его трагическом прошлом, немало осталось и тех, кто переходит на другую сторону улицы, лишь бы не приближаться к «Дому за мостом».

Текст и фотографии (кроме отмеченных): Катя Князева (официальный сайт).

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхай:

Апартаменты Астрид — вклад русского эмигранта в архитектуру Шанхая
Апартаменты Гасконь — икона шанхайского ар-деко
Апартаменты «Нормандия» — шанхайский «Утюг»
Астор Хаус — выбор президентов, ученых и гангстеров
Благоуханный храм — центр буддизма в старом городе
Broadway Mansions — первый небоскреб Шанхая
«Джардин и Маттесон»: от торговли опиумом до Банда №1
Дом-музей вдовы Сунь Ятсена
Дом сэра Виктора Сассуна — отель, офис и пентхаус с видом на Банд
Дом чайного магната и человека с секретом
Дом шанхайской донны Розы
Жилой дом на набережной Сучжоуского канала
Здание английского консульства: 122 года бесплатной аренды
Здание главпочтамта Шанхая
Здание Great World
Здание таможни: кто владеет портом, тот владеет Шанхаем
Здание театра Гунъутай
Кафедральный собор Святого Ксаверия
Квартал у Драконьих ворот: от «шикумэней» до ар-деко
Кровавая аллея — самая скандальная улица Шанхая
«Линда террас» — шанхайский дом русских эмигрантов
Нескромное здание банка HSBC на Банде
Павильон Дацзингэ и остатки крепостной стены Шанхая
«Парк-отель» — небоскреб «made in China»
Резиденция братьев Цю — дом исчезнувших миллионеров
«Сад радости» — в подарок отцу
Садовый мост — 160 лет в центре шанхайской истории
Бурное прошлое Swatch Art Peace Hotel
Собор Святого Игнатия — католическое наследие Шанхая
Сигнальная башня на Банде
Синьтяньди — Шанхай, которого не было
Тайная библиотека — самая драгоценная реликвия Шанхая
Театр Лайсеум — неофициальный центр русской культуры
Французский клуб — для приличных господ 1930-х
Храм городского божества — сердце Шанхая
Храм Конфуция
Храм в честь памяти царя Николая Второго — в центре Шанхая
Цзинъаньсы — буддийский храм с темным прошлым
Шанхайская «Эйфелева» башня

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *