Театр Лайсеум – неофициальный центр русской культуры

Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.

lyceumexteriorcropТеатр Лайсеум

Двухуровневый зрительный зал
723 + 233 места (после реконструкции 2004 года осталось 681 место)
Адрес: 57 South Maoming Rd (открыть в baidu map)
Год постройки: 1931 год
Нынешнее состояние: театр Лайсеум

lyceum-1931-source-wu-liang-lao-shanghai-1998
Театр Лайсеум в 1931 году. Источник: Lao Shanghai, Wu Liang, 1998

Построенный в 1931 году театр Лайсеум (兰心大戏院) служил неофициальным центром русской культуры во Французской концессии. После революции 1917 года многочисленные представители русской интеллигенции и деятели искусства оказались в Шанхае. Прежде город не видел такого числа профессиональных музыкантов, танцоров и актеров, готовых работать за гроши. Большинство иностранных семей легко могли позволить нанять для своих детей русского учителя танцев или игры на фортепиано.

lyceum-in-1938-source-loyola-marymount-university
Театр Лайсеум в 1938 году. Источник: Loyola Marymount University

Каждый вечер в пять часов в Лайсеуме можно было послушать оперу, симфонический концерт или посмотреть балет в исполнении русских артистов. На третьем этаже театра располагалась танцевальная школа. Многие русские девушки, оказавшиеся в числе беженцев в Шанхае, имели хотя бы минимальную подготовку в классическом танце, но лишь некоторым выпадала удача найти работу в кордебалете.

lyceum-in-the-1940s-source-life
Театр Лайсеум в 1940-е годы. Источник: LIFE

Часто после выступления с классическим репертуаром на сцене Лайсеума артистам из-за низкого жалования приходилась отрабатывать ночные смены в кабаре и танцевальных залах: самым востребованным удавалось выходить на новую сцену до пяти раз за ночь. Танцевальные номера в кабаре отличались простотой и сомнительными костюмами.

lyceum2

lyceum6

 

Конкуренция на рынке была настолько ожесточенной, что многим русским танцовщицам приходилось выдавать себя за звезд, приехавших на гастроли из Аргентины, Филиппин или Бразилии. Нередко танцовщица кабаре находилась в одном шаге от работы хостес: те, кто отказывались присаживаться за столик к клиентам и подливать им напитки, просто оставались без чаевых.

Ларисса Андерсен с Гавайским танцем, поставленным в Шанхае, 1933 (Харбин)

Из воспоминаний Лариссы Андерсен (1911-2012), русской поэтессы и танцовщицы первой волны эмиграции:

Страх был ненапрасным: непривычные опереточные тру-ля-ля и не известные доселе танцевальные движения ввели меня в такое смятение, что, закружившись среди танцовщиц, я врезалась головой в живот премьера, певца Кудинова, и совсем растерялась. По окончании этой плачевной репетиции ко мне подошел балетмейстер Николай Михайлович Сокольский и участливо поинтересовался: «Ларисса, говорят, ты пишешь хорошие стихи, зачем тебе танцевать?»

Я совершенно «завяла» и окончательно расстроилась. Но тут произошло настоящее чудо: одна из танцовщиц, Тася Ларская (дай Бог ей здоровья, если она еще жива), взяв меня за руку, отвела в сторонку, когда все уже разошлись: «Я вижу, вы смутились и стесняетесь. Давайте я вам покажу все эти движения, они вовсе не трудные». И действительно, через пять минут я их уже знала наизусть. Вернувшись домой, я, конечно, поплакала, но потом, сжав зубы и кулаки, сказала себе: «И все-таки я буду танцевать!»

К счастью, именно так и произошло. Танцам были отданы много лет моей жизни. Но это было позже, а пока на следующий день я как ни в чем не бывало пришла на репетицию (у них просто не было времени искать еще одну танцовщицу). На этот раз все обошлось вполне благополучно. Так же успешно, без всяких эксцессов, прошел спектакль, в котором я дебютировала. Меня включили в состав балетного ансамбля. По утрам я стала ходить в балетную школу, которой руководила жена Сокольского — Евгения Павловна Баранова. Школа располагалась на верхнем этаже театра «Лайсеум».

larissa-andersen-dancer-in-the-lyceum
Ларисса Андерсен – танцовщица в Лайсеуме

В 1953 году Лайсеум был переименован в Шанхайский художественный театр, который до начала 1990-х служил основной площадкой для муниципального центра драматического искусства. В 1991 году театру было возвращено историческое название, а в 2004 году здание Лайсеума было отреставрировано.

lyceum4

lyceum5

Фотографии (кроме отмеченных): Катя Князева (официальный сайт).

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхай:

Апартаменты Астрид — вклад русского эмигранта в архитектуру Шанхая
Апартаменты Гасконь — икона шанхайского ар-деко
Апартаменты «Нормандия» — шанхайский «Утюг»
Астор Хаус — выбор президентов, ученых и гангстеров
Благоуханный храм — центр буддизма в старом городе
Broadway Mansions — первый небоскреб Шанхая
«Джардин и Маттесон»: от торговли опиумом до Банда №1
Дом-музей вдовы Сунь Ятсена
Дом за мостом: отсюда мало кто выходил живым
Дом сэра Виктора Сассуна — отель, офис и пентхаус с видом на Банд
Дом чайного магната и человека с секретом
Дом шанхайской донны Розы
Жилой дом на набережной Сучжоуского канала
Здание английского консульства: 122 года бесплатной аренды
Здание главпочтамта Шанхая
Здание Great World
Здание таможни: кто владеет портом, тот владеет Шанхаем
Здание театра Гунъутай
Кафедральный собор Святого Ксаверия
Квартал у Драконьих ворот: от «шикумэней» до ар-деко
Кровавая аллея — самая скандальная улица Шанхая
«Линда террас» — шанхайский дом русских эмигрантов
Нескромное здание банка HSBC на Банде
Павильон Дацзингэ и остатки крепостной стены Шанхая
«Парк-отель» — небоскреб «made in China»
Резиденция братьев Цю — дом исчезнувших миллионеров
«Сад радости» — в подарок отцу
Садовый мост — 160 лет в центре шанхайской истории
Бурное прошлое Swatch Art Peace Hotel
Собор Святого Игнатия — католическое наследие Шанхая
Сигнальная башня на Банде
Синьтяньди — Шанхай, которого не было
Тайная библиотека — самая драгоценная реликвия Шанхая
Французский клуб — для приличных господ 1930-х
Храм городского божества — сердце Шанхая
Храм Конфуция
Храм в честь памяти царя Николая Второго — в центре Шанхая
Цзинъаньсы — буддийский храм с темным прошлым
Шанхайская «Эйфелева» башня

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.

2 комментария

  1. Спасибо, это интересно! Надеюсь, ссылки на источники в книге проставлены? Хотелось бы увидеть, на какие проиведения Лариссы Андерсен вы ссылаетесь. В любом случае, спасибо огромное за популяризацию русской культутры в Шанхае! Что сегодня идет в этом театре? С уважением, Л.Ч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *