Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.
«Катальповый сад»
Адрес: 113 Qiaojia Road (открыть в baidu map)
Год постройки: 1918
Нынешнее состояние: жилой дом
Вычурный дом с аркой поблизости от станции метро Xiaonanmen часто привлекает внимание туристов и фотографов, не ожидавших встретить в китайском старом городе европейский особняк. Своим масштабом и смешением архитектурных стилей здание напоминает виллу во Французской концессии. Над аркой – табличка, на которой красуются два иероглифа – 梓园, или «Катальповый сад».
Здание с аркой является входной группой в бывшее имение шанхайского художника Вана Итина (王一亭), прожившегося здесь почти двадцать лет. В 1918 году он приобрел заросший участок на берегу канала Цяоцзя, который впоследствии был засыпан и превращен в Qiaojia Road. Ван Итин перепланировал купленный участок и обустроил в нем роскошную резиденцию. Он назвал усадьбу «Катальповый сад» — в честь многовекового дерева катальпа, обнаруженного на территории.
Ландшафт нового сада был выполнен в традиционном китайском стиле и включал ручьи, горки, мостики, беседки и ажурные деревянные постройки для отдыха и работы. Хозяйский особняк построен в эклектичном псевдо-европейском стиле, с типичной для Шанхая кирпичной облицовкой – серой с оранжевыми полосами. За ним спряталась двухэтажное псевдо-буддийское здание, где проживала набожная мать Вана. В здании с аркой у входа в имение вселились многочисленные слуги и домашние учителя сыновей и внуков художника.
Кроме своего художественного таланта, Ван славился деловой смекалкой и общественными связями (в числе открытых им предприятий – сеть вегетарианских ресторанов Gongdelin). О его признании в Шанхае свидетельствует тот факт, что в ноябре 1922 года, на ужин к Вану Итину был приглашен Альберт Эйнштейн с женой Эльзой во время их краткой остановки в Шанхае. Визит знаменитого ученого, прошедший в сопровождении городских чиновников и местной элиты, восторженно освещался в городской прессе. Правда, дорожные записки Эйнштейна и его жены, опубликованные позднее, описывают неоднозначную картину контакта культур.
Китайский сад, с его вычурным ландшафтом и современной электрической подсветкой, показался Эйнштейну дерзким вызовом бедному району, окружавшему имение. Коллекция старинной китайской и японской живописи, продемонстрированная перед ужином, вызвала у немцев лишь вежливый интерес. Бесконечная смена блюд и череда тостов за ужином довели их до изжоги и переедания. Несмотря на усилия принимающей стороны, за время короткого визита в Шанхай культурный барьер не был преодолен. Свой нелицеприятный вывод Эйнштейн просуммировал так: «В Шанхае европейцы – хозяева, а китайцы – их слуги, никоим образом не связанные с великим интеллектуальным прошлым своей страны».
В 1937 году в преддверии японской оккупации семейство Вана перебралось в Гонконг, а родовое гнездо в «Катальповом саду» было оставлено на родственников его жены. Пришедшие к власти коммунисты дополнительно «уплотнили» комплекс зданий переселенцами из провинции, а от сада не оставили и следа. Все деревья вырубили, пруд засыпали, искусственные горы сравняли, а все освободившееся место занял самострой.
До сих пор в усадьбе Вана Итина и в перестроенных садовых павильонах теснятся шанхайские семьи; в главном особняке проживает почти двадцать человек. Есть среди них и потомки прислуги, так и не покинувшей имение. В лучших комнатах на втором этаже живет Лоу Бинь, внучатый племянник жены художника. Историческая обстановка спальни и гостиной, эклектично сочетающая европейские элементы с японскими, дополнилась творчеством Лоу Биня. Черною тушью он нанес на стены орнаменты, имитирующие обои, и щедро привнес элементы кича – покрывала с жирафовым принтом, плакаты с пинап-красавицами и туалет на балконе.
Текст и фотографии (кроме отмеченных): Катя Князева (официальный сайт).
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхай:
Апартаменты Астрид — вклад русского эмигранта в архитектуру Шанхая
Апартаменты Гасконь — икона шанхайского ар-деко
Апартаменты «Нормандия» — шанхайский «Утюг»
Астор Хаус — выбор президентов, ученых и гангстеров
Благоуханный храм — центр буддизма в старом городе
Broadway Mansions — первый небоскреб Шанхая
«Джардин и Маттесон»: от торговли опиумом до Банда №1
Дом-музей вдовы Сунь Ятсена
Дом за мостом: отсюда мало кто выходил живым
Дом морской гильдии: закат эпохи
Дом сэра Виктора Сассуна — отель, офис и пентхаус с видом на Банд
Дом чайного магната и человека с секретом
Дом шанхайской донны Розы
Дома и магазины русских эмигрантов
Жилой дом на набережной Сучжоуского канала
Женский монастырь и гильдия актеров
Здание английского консульства: 122 года бесплатной аренды
Здание главпочтамта Шанхая
Здание Great World
Здание таможни: кто владеет портом, тот владеет Шанхаем
Здание театра Гунъутай
Катэй Меншэнс
Кафедральный собор Святого Ксаверия
Квартал у Драконьих ворот: от «шикумэней» до ар-деко
Кровавая аллея — самая скандальная улица Шанхая
«Линда террас» — шанхайский дом русских эмигрантов
Мечеть на Персиковой улице
Нескромное здание банка HSBC на Банде
Павильон Дацзингэ и остатки крепостной стены Шанхая
«Парк-отель» — небоскреб «made in China»
Редакция первой англоязычной газеты Китая
Резиденция братьев Цю — дом исчезнувших миллионеров
«Сад радости» — в подарок отцу
Садовый мост — 160 лет в центре шанхайской истории
Бурное прошлое Swatch Art Peace Hotel
Собор Святого Игнатия — католическое наследие Шанхая
Сигнальная башня на Банде
Синьтяньди — Шанхай, которого не было
Тайная библиотека — самая драгоценная реликвия Шанхая
Театр Лайсеум — неофициальный центр русской культуры
Французский клуб — для приличных господ 1930-х
Храм городского божества — сердце Шанхая
Храм Конфуция
Храм в честь памяти царя Николая Второго — в центре Шанхая
Цзинъаньсы — буддийский храм с темным прошлым
Шанхайская «Эйфелева» башня
«Эмпайр Мэншнс»: из элитного жилья — в коммуналку
Wǒ ❤️ Magazeta
Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в fb, vk, twitter, google+ и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.
Супер! Очень интересно!
Спасибо!