Трагедия последнего «иностранного» здания в Шанхае

Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.

Здание Амирон в 2007 году. Источник: John Meckley

Апартаменты «Амирон»

6 этажей
Адрес: 14 Gao’an Road (открыть в baidu map)
Год постройки: 1941
Нынешнее состояние: жилой дом

Фойе здания со стойкой консьержа. Источник: Gropius Photography

Небольшой и элегантный жилой дом под названием «Амирон» (阿麦仑公寓) стоит на углу двух тихих улиц, возле Шанхайской библиотеки. Он был возведен в 1941 году и стал одним из последних «иностранных» зданий, построенных в Шанхае. Несмотря на сравнительно короткую историю и малое количество квартир (по одной на трех нижних этажах, плюс пентхаус на четвертом и пятом), судьба дома вполне драматична.

Инициалы на полу фойе. Источник: flickr David Thompson

На полу фойе первого этажа входящих встречает монограмма из переплетенных букв A & L – инициалы архитектора здания Александра Леонарда. В паре с коллегой-архитектором Полем Везером Александр Леонард был основателем легендарной фирмы Leonard & Veysseyre, которая сформировалась в двадцатые годы. Оба французских архитектора попали в Шанхай вскоре после Первой мировой войны и сделали в городе головокружительную карьеру, став авторами самых значительных зданий во Французской концессии. В 1934 году к фирме присоединился третий партнер, Артур Круз, и фирма стала называться Leonard, Veysseyre & Kruze (а по-китайски 赉安洋行).

Александр Леонард на Французском бунде в Шанхае. Источник: блог Le Mystere Leonard

Архитекторы увлекались модным стилем «ар-деко» и создавали многоквартирные дома, офисы и виллы во всех его направлениях: от раннего, навеянного природой, с обильной лепниной, мягкими линиями и природными мотивами, до позднего, технологичного и геометрического, в лаконичной корабельной манере, в которой и выполнен «Амирон». Среди других знаменитых проектов фирмы – Французский клуб, многоквартирные дома «Гасконь», «Берн», «Буассезон», «Мажи», «Дофин», «Миджет», муниципальная школа «Реми», отделение французской полиции «Пост Малле». Более сотни зданий, созданных фирмой, сохранились по сей день. Благодаря работе фирмы Шанхай славится во всем мире как одна из столиц «ар-деко» наравне с Гаваной, Бомбеем, Касабланкой, Майами и Мельбурном.

Страница французской газеты Le journal de Shanghai в 1937 году с портретами трех архитекторов. Источник: sina.com.cn

Над зданием «Амирон» Александр Леонард работал в одиночестве, начав проект в неспокойном 1937 году, в преддверии японской военной оккупации концессий. В год закладки здания французский журнал «Искусство и жизнь» посвятил целый разворот будущему проекту, расписывая роскошные планировки квартир, многочисленные балконы, вместительные гаражи для машин жильцов и даже апартаменты для шоферов.

План одной из квартир и рисунок фойе в стиле ар-деко. Источник: Deke Erh, Shanghai Art Deco

Для своего творения Леонард выбрал необычное название, означающее «песнь моего народа» на иврите. Он посвятил его своей обожаемой жене Анне Ивановне Бовшис, о которой мало что известно, кроме того, что она, вероятно, была танцовщицей и что родилась в 1905 году под Вильнюсом, на территории Российской империи. Александр и Анна поселились в двухэтажном пентхаусе в «Амироне» и были собственниками всего здания, но счастье продлилось недолго. В 1942 году правительство Вишистской Франции лишило архитектора французского гражданства, якобы из-за его брака, отчего теперь уже оба супруга стали лицами без гражданства. После снятия оккупации бывшая Французская концессия перешла в руки китайских властей, которые в марте 1946 года предъявили архитектору ордер на выселение. Вскоре после этого он застрелился. Было обнародовано завещание, согласно которому Анне Ивановне доставалась большая часть состояния мужа, но ее дальнейшая судьба неизвестна.

Для заглавной иллюстрации использовано фото 维基百科.

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая:

Английский институт в центре Шанхая
Апартаменты Астрид — вклад русского эмигранта в архитектуру Шанхая
Апартаменты Гасконь — икона шанхайского ар-деко
Апартаменты «Нормандия» — шанхайский «Утюг»
Астор Хаус — выбор президентов, ученых и гангстеров
Благоуханный храм — центр буддизма в старом городе
Broadway Mansions — первый небоскреб Шанхая
«Джардин и Маттесон»: от торговли опиумом до Банда №1
Дом-музей вдовы Сунь Ятсена
Дом за мостом: отсюда мало кто выходил живым
Дом морской гильдии: закат эпохи
Дом сэра Виктора Сассуна — отель, офис и пентхаус с видом на Банд
Дом чайного магната и человека с секретом
Дом шанхайской донны Розы
Дома и магазины русских эмигрантов
Жилой дом на набережной Сучжоуского канала
Женский монастырь и гильдия актеров
Здание английского консульства: 122 года бесплатной аренды
Здание главпочтамта Шанхая
Здание Great World
Здание таможни: кто владеет портом, тот владеет Шанхаем
Здание театра Гунъутай
«Катальповый сад» — имение художника и бизнесмена
Катэй Меншэнс
Кафедральный собор Святого Ксаверия
Квартал у Драконьих ворот: от «шикумэней» до ар-деко
Кровавая аллея — самая скандальная улица Шанхая
«Линда террас» — шанхайский дом русских эмигрантов
Мечеть на Персиковой улице
Нескромное здание банка HSBC на Банде
Павильон Дацзингэ и остатки крепостной стены Шанхая
«Парк-отель» — небоскреб «made in China»
Православный кафедральный собор в Шанхае
Редакция первой англоязычной газеты Китая
Резиденция братьев Цю — дом исчезнувших миллионеров
«Сад радости» — в подарок отцу
Садовый мост — 160 лет в центре шанхайской истории
Бурное прошлое Swatch Art Peace Hotel
Собор Святого Игнатия — католическое наследие Шанхая
Сигнальная башня на Банде
Синьтяньди — Шанхай, которого не было
Cпортивный комплекс «Аудиториум»
Тайная библиотека — самая драгоценная реликвия Шанхая
Театр Лайсеум — неофициальный центр русской культуры
Французский клуб — для приличных господ 1930-х
Храм городского божества — сердце Шанхая
Храм Конфуция
Храм в честь памяти царя Николая Второго — в центре Шанхая
Цзинъаньсы — буддийский храм с темным прошлым
Шанхайская «Эйфелева» башня
Шанхайский клуб
«Эмпайр Мэншнс»: из элитного жилья — в коммуналку

Wǒ ❤️ Magazeta

Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в fbvktwittergoogle+ и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.