Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.
Школа и технический институт имени Генри Лестера
5 этажей
Площадь постройки: 8985 кв. м
Адрес: 505 East Changzhi Road (открыть в baidu map)
Год постройки: 1934
Нынешнее состояние: центр диагностики и лечения патологий щитовидной железы Морского госпиталя г. Шанхая
Огромное здание морской больницы раскинуло свои крылья-флигеля в индустриальном районе Янпу. Ее сходство с готическим замком неслучайно: здание было построено в качестве школы и института, полностью соответствующих английским стандартам. Школу и институт имени Лестера разработала и построила в 1934 году фирма «Лестер, Джонсон и Моррис». Совпадение названий неслучайно: создание первого в Китае технического института было бы невозможным без Генри Лестера, отдавшего Китаю 60 лет своей жизни.
Лестер прибыл в Шанхай в 1867 году, вооруженный дипломом архитектора и геодезиста. Проработав большую часть своей жизни инженером в шанхайском муниципалитете, на склоне лет он основал собственную архитектурно-строительную фирму, которая активно включилась в начинавшуюся в Шанхае строительную лихорадку. Через двадцать лет работы фирмы число зданий, спроектированных ею, уже не поддавалось исчислению. Среди них – здание редакции North-China Daily News, торговый центр «Син-Сир», несколько больниц и десятки офисных зданий в бывшем деловом центре Шанхая между Бандом и нынешней Народной площадью.
Генри Лестер умер в 1926 году, завещав половину своего состояния на создание старшей школы и первого в Китае технического института для подготовки специалистов в областях градостроительства, архитектуры и инженерии. В то время в Китае остро не хватало квалифицированных инженеров, и на институт Лестера возлагались большие надежды. Считалось, что из подобных передовых заведений «наука и прогресс польются, как лучи, освещая и наполняя энергией самые глухие уголки страны».
Школа при институте служила стартовой площадкой для поступления в него, поэтому наравне с обычными предметами в ней учили столярному делу и металлообработке. Институт Лестера, укомплектованный английскими профессорами и оснащенный новейшими лабораториями, был единственным зарубежным колледжем в мире, чьи степени бакалавра признавались в Великобритании. Выпускники, не желавшие «освещать глухие уголки», всегда могли рассчитывать на престижную работу в лучших компаниях Шанхая, таких как Shanghai Power Company.
И в школе, и в институте Лестера обучение велось на английском. Состав учеников был многонациональным: преобладали китайцы, но были и чехи, филиппинцы, русские и евреи. На досуге ученики школы и студенты института играли в настольный теннис и баскетбол. До сих пор на территории сохранились и тенистый сад с лужайками, где студенты оттачивали свои геодезические навыки, и пруд с купидонами и лебедями, где они отдыхали.
Но мирная обстановка заканчивалась за воротами в школу. Институт и школа проработали всего несколько лет, когда началась японская оккупация. Здание оказалось в зоне, находившейся под контролем оккупантов, что сделало проезд к нему опасным для студентов. В 1939 году директор школы, англичанин Бертрам Лилли, погиб в трагической стычке с японским патрулем по дороге на работу. Наконец, в 1942 году все английские профессора были уволены и отправлены в японские лагеря для интернирования, как граждане вражеских держав, а за преподавание наук взялись японские офицеры.
Несмотря на трудности и трагедии военного времени, студенты института сплотились в уникальное братство, называвшееся Lester Boys. Выпускники-шанхайцы до сих поддерживают связь, отмечают юбилеи выпуска и даже встречаются, несмотря на преклонные годы. Жива также и стипендия, учрежденная в 1926 году по завещанию Генри Лестера из его средств, помогающая китайским студентам учиться за рубежом.
Текст и фотографии (кроме отмеченных): Катя Князева (официальный сайт).
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая:
Апартаменты Астрид — вклад русского эмигранта в архитектуру Шанхая
Апартаменты Гасконь — икона шанхайского ар-деко
Апартаменты «Нормандия» — шанхайский «Утюг»
Астор Хаус — выбор президентов, ученых и гангстеров
Благоуханный храм — центр буддизма в старом городе
Broadway Mansions — первый небоскреб Шанхая
«Джардин и Маттесон»: от торговли опиумом до Банда №1
Дом-музей вдовы Сунь Ятсена
Дом за мостом: отсюда мало кто выходил живым
Дом морской гильдии: закат эпохи
Дом сэра Виктора Сассуна — отель, офис и пентхаус с видом на Банд
Дом чайного магната и человека с секретом
Дом шанхайской донны Розы
Дома и магазины русских эмигрантов
Жилой дом на набережной Сучжоуского канала
Женский монастырь и гильдия актеров
Здание английского консульства: 122 года бесплатной аренды
Здание главпочтамта Шанхая
Здание Great World
Здание таможни: кто владеет портом, тот владеет Шанхаем
Здание театра Гунъутай
«Катальповый сад» — имение художника и бизнесмена
Катэй Меншэнс
Кафедральный собор Святого Ксаверия
Квартал у Драконьих ворот: от «шикумэней» до ар-деко
Кровавая аллея — самая скандальная улица Шанхая
«Линда террас» — шанхайский дом русских эмигрантов
Мечеть на Персиковой улице
Нескромное здание банка HSBC на Банде
Павильон Дацзингэ и остатки крепостной стены Шанхая
«Парк-отель» — небоскреб «made in China»
Редакция первой англоязычной газеты Китая
Резиденция братьев Цю — дом исчезнувших миллионеров
«Сад радости» — в подарок отцу
Садовый мост — 160 лет в центре шанхайской истории
Бурное прошлое Swatch Art Peace Hotel
Собор Святого Игнатия — католическое наследие Шанхая
Сигнальная башня на Банде
Синьтяньди — Шанхай, которого не было
Тайная библиотека — самая драгоценная реликвия Шанхая
Театр Лайсеум — неофициальный центр русской культуры
Французский клуб — для приличных господ 1930-х
Храм городского божества — сердце Шанхая
Храм Конфуция
Храм в честь памяти царя Николая Второго — в центре Шанхая
Цзинъаньсы — буддийский храм с темным прошлым
Шанхайская «Эйфелева» башня
«Эмпайр Мэншнс»: из элитного жилья — в коммуналку
Wǒ ❤️ Magazeta
Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в fb, vk, twitter, google+ и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.