«Парамаунт»: гламурный клуб 1930-х снова открыт

Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.

«Парамаунт» после реновации 2017 года. Источник: Рейчел Гук для CityWeekend

Танцевальный зал «Парамаунт»

Площадь постройки: 2550 кв. м
Адрес: 218 Yuyuan Road (открыть в baidu map)
Год постройки: 1933
Нынешнее состояние: развлекательный центр в ретро-стиле

«Парамаунт» вскоре после открытия в 1933 году. Источник: virtualshanghai

На постройку танцевального зала «Парамаунт» (百乐门) в 1933 году группа шанхайских банкиров потратила около миллиона долларов. Открытие состоялось в декабре 1933 года, когда жена мэра Шанхая отомкнула фойе золотым ключом и под звуки государственного гимна Китая тысяча гостей полилась в залы. «Парамаунт» был призван превзойти все прежние клубы и танцплощадки Шанхая. В нем светились такие знаменитости, как Жуань Линъюй (阮玲玉) и Чарли Чаплин. Клуб стал символом гламурного досуга на долгие годы.

Чарли Чапли с супругой танцуют в «Парамаунте». Источник: Minguotupian Archive

Архитектором модернового здания выступил шанхаец Ян Симю (杨锡谬). В своем проекте он учел ошибки прочих шанхайских клубов, делавших ставку на гигантский масштаб и приносящих в жертву уют и интимность. По замыслу архитектора стильный, маскулинный фасад «Парамаунта», увенчанный недвусмысленным фаллическим символом, контрастировал с извилистым, дробным пространством внутри, отделенным мягкими портьерами и украшенным статуями одалисок.

«Парамаунт». Источник: virtualshanghai

Читайте также: Театр Лайсеум — неофициальный центр русской культуры

В заведении работали бары и банкетные залы, была открытая терраса и два танцпола. Большой танцпол на первом этаже был знаменит рессорами под паркетом, придававшими особую упругость движениям танцующих, а малый танцпол на верхнем этаже был выложен подсвеченным ячеистым стеклом, лестно обрисовывающим силуэты дам, но слишком скользким по мнению ведущих танец кавалеров. Некоторые посетители верили, что под полом подают электрические разряды для ободрения танцующих.

Лаунж в Парамаунте. Источник: virtualshanghai
«Парамаунт» после реновации 2017 года. Источник: Рейчел Гук для CityWeekend

На главном, овальном танцполе арт-поддержку осуществлял хоровод из восемнадцати русских танцовщиц под названием «Персики Парамаунта», в котором лидировала Вера Лав. Под звуки американского джаза в исполнении оркестра Сержа Ермолла (Сергея Ермолаева), персики-блондинки плыли по танцполу, одетые в шляпы, туфельки и набедренные повязки. Свой незамысловатый танец они сопровождали модными американскими песнями на ломаном английском.

Танцующие в «Парамаунте». Источник: Vantage Shanghai

В то время как иностранное название заведения создавало ассоциацию с Голливудом, китайское название Байлэмэнь (百乐门) означает «Врата к сотне удовольствий».  В эпоху цветущего национализма «Парамаунт» стал площадкой для проведения пышных патриотических празднований, а также благотворительных вечеров в пользу русских эмигрантов («Русские балы»).

Посетители «Русского бала» в 1935 году. Источник: North-China Daily News

Несмотря на свою популярность среди китайской и иностранной элиты, клуб прогорел через три годы после открытия. Иностранным музыкантам, включая оркестр Ермолла, пришлось подать в суд на руководство и требовать выплаты задержанной зарплаты. После смены хозяев и быстрого редизайна «Парамаунт» снова открылся, но уже как кабаре с наемными танцовщицами (taxi dancers). В этом качестве зал процветал, и вскоре аккомпанировать танцам начал уже другой русский ансамбль – джаз-оркестр под руководством Олега Лундстрема, недавно переехавший из Харбина. В военные годы аппетит публики к развлечениям парадоксально возрос, и оркестр Лундстрема царил на площадках Шанхая вплоть до своей репатриации в Советский Союз в 1947 году.

Бар в «Парамаунте». Источник: Visualising China
«Парамаунт» после реновации 2017 года. Источник: Рейчел Гук для CityWeekend

Читайте также: Уникальный международный оркестр в Пекине под руководством соотечественницы

До недавнего времени «Парамаунт» оставался в качестве старомодной танцлощадки, куда немолодые шанхайцы приходили практиковать свою полузабытую танцевальную технику. В начале 2017 года после 100-миллионного ремонта зал открылся вновь, но уже как люксовый развлекательный центр в ретро-стиле, выжимающем дивиденды из исторического наследия.

«Парамаунт» после реновации 2017 года. Источник: Рейчел Гук для CityWeekend

Для заглавной иллюстрации использовано фото Рейчел Гук для CityWeekend.

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая:

Английский институт в центре Шанхая
Апартаменты «Амирон»: трагедия последнего «иностранного» здания в Шанхае
Апартаменты Астрид — вклад русского эмигранта в архитектуру Шанхая
Апартаменты Гасконь — икона шанхайского ар-деко
Апартаменты «Нормандия» — шанхайский «Утюг»
Астор Хаус — выбор президентов, ученых и гангстеров
Благоуханный храм — центр буддизма в старом городе
Broadway Mansions — первый небоскреб Шанхая
«Джардин и Маттесон»: от торговли опиумом до Банда №1
Дом-музей вдовы Сунь Ятсена
Дом за мостом: отсюда мало кто выходил живым
Дом морской гильдии: закат эпохи
Дом сэра Виктора Сассуна — отель, офис и пентхаус с видом на Банд
Дом чайного магната и человека с секретом
Дом шанхайской донны Розы
Дома и магазины русских эмигрантов
Жилой дом на набережной Сучжоуского канала
Женский монастырь и гильдия актеров
Здание английского консульства: 122 года бесплатной аренды
Здание главпочтамта Шанхая
Здание Great World
Здание таможни: кто владеет портом, тот владеет Шанхаем
Здание театра Гунъутай
«Катальповый сад» — имение художника и бизнесмена
Катэй Меншэнс
Кафедральный собор Святого Ксаверия
Квартал у Драконьих ворот: от «шикумэней» до ар-деко
Кровавая аллея — самая скандальная улица Шанхая
«Линда террас» — шанхайский дом русских эмигрантов
Мечеть на Персиковой улице
Нескромное здание банка HSBC на Банде
Павильон Дацзингэ и остатки крепостной стены Шанхая
«Парк-отель» — небоскреб «made in China»
Православный кафедральный собор в Шанхае
Редакция первой англоязычной газеты Китая
Резиденция братьев Цю — дом исчезнувших миллионеров
«Сад радости» — в подарок отцу
Садовый мост — 160 лет в центре шанхайской истории
Бурное прошлое Swatch Art Peace Hotel
Собор Святого Игнатия — католическое наследие Шанхая
Сигнальная башня на Банде
Синьтяньди — Шанхай, которого не было
Cпортивный комплекс «Аудиториум»
Тайная библиотека — самая драгоценная реликвия Шанхая
Театр Лайсеум — неофициальный центр русской культуры
Французский клуб — для приличных господ 1930-х
Храм городского божества — сердце Шанхая
Храм Конфуция
Храм в честь памяти царя Николая Второго — в центре Шанхая
Цзинъаньсы — буддийский храм с темным прошлым
Шанхайская «Эйфелева» башня
Шанхайский клуб
«Эмпайр Мэншнс»: из элитного жилья — в коммуналку

Wǒ ❤️ Magazeta

Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в fbvktwittergoogle+ и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.