Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.
Здание редакции North China Daily News
9 этажей
Площадь постройки: 9 043 кв. м
Адрес: 17 Zhongshan No. 1 Road (the Bund) (открыть в baidu map)
Год постройки: 1924
Нынешнее состояние: офис страховой компании American International Assurance
В июне 1864 года в Шанхае начала выпускаться первая англоязычная газета Китая. Название газеты – North China Daily News, или «Новости Северного Китая» – напоминает о том, что центром иностранного присутствия в Китае в то время были Гонконг и Гуанчжоу, а шанхайское издание находилось на относительном севере.
Долгое время редакция размещалась в трехэтажном особняке на шанхайской набережной, а в 1924 году, в честь 60-летия газеты, было открыто новое здание. Его спроектировала шанхайская архитектурная фирма Lester, Johnson & Morris, прославившаяся ранее созданным торговым центром Sincere на Нанкинской улице.
Сорокаметровый «небоскреб» North China Daily News (字林西报大楼) был увенчан двумя башнями в стиле барокко, которые поддерживали восемь атлантов. Дом стал самым высоким на Банде на момент постройки, хотя недолго продержал рекорд. Несмотря на новизну, в честь преклонного возраста газеты, его тут же окрестили «старушкой» (The Old Lady on the Bund).
Вскоре ежедневный тираж газеты достиг почти 8000 копий. Чтобы решить проблему с шумом печатного цеха, на который постоянно жаловались обитатели соседних офисов, печатные станки в новом здании разместили на подземном этаже. Каждый день в 3 часа ночи свежий выпуск был отпечатан и доступен у главного входа.
В ежедневных многостраничных выпусках печатались события иностранных сеттльментов Шанхая, переведенные репортажи китайских журналистов, криминальная хроника и новости из зала суда, авторские колонки о китайской культуре и языке, анонсы голливудских кинофильмов и афиши русских театров, частные объявления, таблицы экспортных цен на чай, шелк и хлопок, поименные списки пассажиров круизных лайнеров, прибывавших в Шанхай (и их фотографии, если они были знамениты), биржевые сводки и очень много рекламы.
В 1920-е и 1930-е годы внимание всего мира было приковано к Китаю. Читатели следили за началом японской оккупации Манчжурии, развитием коммунистического движения и ходом гражданской войны. North China Daily News стали называть самой влиятельной газетой в мире. В этот бурный период бессменным художником газеты работал русский эмигрант Георгий Авксентьевич Сапожников, чьи блестящие карикатуры, шаржи и комиксы, подписанные псевдонимом Sapajou, стали неотъемлемой частью образа международного Шанхая.
В 1949 году с приходом к власти коммунистов в шанхайский порт перестали приходить круизные лайнеры, иностранные предприятия закрылись одно за одним, а читатели газеты разъехались по всему миру. Новые власти учредили жесткую цензуру, газете стало буквально не о чем и не для кого писать, и в 1951 году она закрылась. К счастью, оцифрованные копии всех выпусков с 1864 по 1951 год доступны посетителям библиотеки Zikawei в районе Xujiahui.
Сегодня на здании North China Daily News красуются буквы AIA – сокращенное название страховой компании, которая в 1990-х годах взяла здание в 30-летнюю аренду и тщательно его отреставрировала. Вернулись на фасад восемь атлантов, замазанные цементом в годы Культурной революции; были восстановлены золотистые мозаичные своды в вестибюле. Поврежденные барельефы на фризе первого этажа тоже были заново воспроизведены, правда, с ошибками: в девизе «Journalism, Art, Science, Literature, Commerce, Truth, Printing» в слово «Literature» затесались сразу две буквы T.
Текст и фотографии (кроме отмеченных): Катя Князева (официальный сайт).
Для заглавной иллюстрации использована фотография барельефа с опечаткой в слове «литература».
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхай:
Апартаменты Астрид — вклад русского эмигранта в архитектуру Шанхая
Апартаменты Гасконь — икона шанхайского ар-деко
Апартаменты «Нормандия» — шанхайский «Утюг»
Астор Хаус — выбор президентов, ученых и гангстеров
Благоуханный храм — центр буддизма в старом городе
Broadway Mansions — первый небоскреб Шанхая
«Джардин и Маттесон»: от торговли опиумом до Банда №1
Дом-музей вдовы Сунь Ятсена
Дом за мостом: отсюда мало кто выходил живым
Дом морской гильдии: закат эпохи
Дом сэра Виктора Сассуна — отель, офис и пентхаус с видом на Банд
Дом чайного магната и человека с секретом
Дом шанхайской донны Розы
Дома и магазины русских эмигрантов
Жилой дом на набережной Сучжоуского канала
Здание английского консульства: 122 года бесплатной аренды
Здание главпочтамта Шанхая
Здание Great World
Здание таможни: кто владеет портом, тот владеет Шанхаем
Здание театра Гунъутай
Катэй Меншэнс
Кафедральный собор Святого Ксаверия
Квартал у Драконьих ворот: от «шикумэней» до ар-деко
Кровавая аллея — самая скандальная улица Шанхая
«Линда террас» — шанхайский дом русских эмигрантов
Мечеть на Персиковой улице
Нескромное здание банка HSBC на Банде
Павильон Дацзингэ и остатки крепостной стены Шанхая
«Парк-отель» — небоскреб «made in China»
Резиденция братьев Цю — дом исчезнувших миллионеров
«Сад радости» — в подарок отцу
Садовый мост — 160 лет в центре шанхайской истории
Бурное прошлое Swatch Art Peace Hotel
Собор Святого Игнатия — католическое наследие Шанхая
Сигнальная башня на Банде
Синьтяньди — Шанхай, которого не было
Тайная библиотека — самая драгоценная реликвия Шанхая
Театр Лайсеум — неофициальный центр русской культуры
Французский клуб — для приличных господ 1930-х
Храм городского божества — сердце Шанхая
Храм Конфуция
Храм в честь памяти царя Николая Второго — в центре Шанхая
Цзинъаньсы — буддийский храм с темным прошлым
Шанхайская «Эйфелева» башня