Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.
Шу Инь Лоу
Площадь постройки: около 1000 кв. м
Адрес: 77 Tiandeng Alley (открыть в baidu map)
Год постройки: 1763
Нынешнее состояние: частное владение
В глубине старого города, среди обшарпанных тесных лачуг и узких переулков, скрывается самая драгоценная реликвия Шанхая – огромное старинное поместье Шу Инь Лоу (书隐楼). Название поместья, которое переводится как «Тайная библиотека», точно отражает и его заброшенность, и невнятный юридический статус. Шу Инь Лоу – единственный традиционный архитектурный комплекс в Шанхае, сохранившийся в почти неизменном виде.
Комплекс был построен в 1763 году на месте заброшенного сада, выкупленного местной знатной семьей по фамилии Лу. Глава семьи Лу Сисюн (陆锡熊) служил архивариусом при дворе императора Цяньлуна. За свою карьеру он собрал богатую коллекцию редких книг и шедевров живописи и каллиграфии, а выйдя в отставку, поселился в имении в центре Шанхая и приспособил его под свою библиотеку.
Чтобы обеспечить сохранность коллекции, в которой были экземпляры с дарственной подписью самого императора, чиновник Лу окружил имение двойным рядом высоких кирпичных стен. Внутренняя стена, призванная защитить и от грабителей, и от пожаров, достигала 12 метров в высоту, а единственная входная дверь была покрыта жаропрочной плиткой. За любовь хозяина-коллекционера к уединению, местные жители прозвали дом «Тайной библиотекой».
Наследники Лу Сисюна растратили его состояние, и в 1881 году старинное поместье перешло в руки семьи иммигрантов-предпринимателей по фамилии Го. Эти переселенцы из приморской провинции Фуцзянь построили в Шанхае целую транспортно-торговую империю. Их флотилии океанских джонок привозили черный жемчуг, благовония и редкие деликатесы из Японии, Явы и Филиппин и вывозили из Шанхая шелк, чай, хлопок и фарфор. Предприимчивое семейство владело отдельным причалом на реке Хуанпу, а также сетью ростовщических контор, ювелирных мастерских и складов стройматериалов.
К началу двадцатого века иностранный капитал и модернизация вытеснили традиционные предприятия с шанхайского рынка. Семейство Го, проживавшее в Шу Инь Лоу, утратило все источники дохода кроме аренды недвижимости (семья сдавала простые многокомнатные дома, стоявшие неподалеку). Но после прихода к власти коммунистов хозяину Го Цзюньлуню (郭俊纶) пришлось отказаться от аренды, и доходные дома были национализированы. Ему удалось сохранить право собственности Шу Инь Лоу, но семье пришлось потесниться и отдать почти все комнаты в имении (которых было более семидесяти) под общежития и мастерские.
Пролетариат, обосновавшийся в старинном поместье, без пиетета отнесся к культурному наследию. Коллекция свитков и книг была разграблена, старинная мебель вынесена, резные двери и наличники полетели в костер. Лишь в конце 1990-х годов Го Цзюньлунь будучи уже на пенсии, добился выселения непрошенных жильцов, но к этому времени поместье находилось в плачевном состоянии.
Нынешнее поколение владельцев Шу Инь Лоу многочисленно, но небогато и разрозненно. В старом доме проживает одна лишь пенсионерка, дочь Го Цзюньлуня. Она не забыла свое беспечное детство в богатом поместье, когда все соседские детишки приходили играть в просторном саду, где был пруд с золотыми рыбками. Теперь она ютится в единственной худо-бедно изолированной и электрифицированной комнате, а дом продолжает разваливаться. От любого ветра с крыш летит черепица, а отломанными наличниками и дверями уже забит доверху бывший церемониальный зал.
В 2006 году после летнего тайфуна рухнуло западное крыло здания. Государство отказывается вкладываться в реставрацию частной собственности, но и выкупать реликвию не торопится в расчете, что через десяток-другой лет от особняка останется лишь горстка резных дверей, которым найдется место в запасниках музея или на чьей-нибудь частной даче.
Текст и фотографии (кроме отмеченных): Катя Князева (официальный сайт).
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхай:
Апартаменты Астрид — вклад русского эмигранта в архитектуру Шанхая
Апартаменты Гасконь — икона шанхайского ар-деко
Апартаменты «Нормандия» — шанхайский «Утюг»
Астор Хаус — выбор президентов, ученых и гангстеров
Благоуханный храм — центр буддизма в старом городе
Broadway Mansions — первый небоскреб Шанхая
«Джардин и Маттесон»: от торговли опиумом до Банда №1
Дом-музей вдовы Сунь Ятсена
Дом за мостом: отсюда мало кто выходил живым
Дом сэра Виктора Сассуна — отель, офис и пентхаус с видом на Банд
Дом чайного магната и человека с секретом
Дом шанхайской донны Розы
Жилой дом на набережной Сучжоуского канала
Здание английского консульства: 122 года бесплатной аренды
Здание главпочтамта Шанхая
Здание Great World
Здание таможни: кто владеет портом, тот владеет Шанхаем
Здание театра Гунъутай
Кафедральный собор Святого Ксаверия
Квартал у Драконьих ворот: от «шикумэней» до ар-деко
Кровавая аллея — самая скандальная улица Шанхая
«Линда террас» — шанхайский дом русских эмигрантов
Нескромное здание банка HSBC на Банде
Павильон Дацзингэ и остатки крепостной стены Шанхая
«Парк-отель» — небоскреб «made in China»
Резиденция братьев Цю — дом исчезнувших миллионеров
«Сад радости» — в подарок отцу
Садовый мост — 160 лет в центре шанхайской истории
Бурное прошлое Swatch Art Peace Hotel
Собор Святого Игнатия — католическое наследие Шанхая
Сигнальная башня на Банде
Синьтяньди — Шанхай, которого не было
Театр Лайсеум — неофициальный центр русской культуры
Французский клуб — для приличных господ 1930-х
Храм городского божества — сердце Шанхая
Храм Конфуция
Храм в честь памяти царя Николая Второго — в центре Шанхая
Цзинъаньсы — буддийский храм с темным прошлым
Шанхайская «Эйфелева» башня