Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.
Дом Уланова
Адрес: 233 Anfu Road (открыть в baidu map)
Год постройки: неизвестен
Нынешнее состояние: жилой дом
Завсегдатаи кафе и ресторанчиков на модной улице Anfu Road часто замечают необычный особняк с элементами готического стиля, прячущийся за кронами разросшихся платанов. На первом этаже обосновалась пара кафе, но верхние этажи до сих пор жилые. Точный год постройки таинственного особняка неизвестен, но более двадцати лет в нем проживала семья Василия Емельяновича Уланова – русского коммерсанта, чайного магната и человека с секретом.
Молодые Уланов с женой прибыли в Шанхай в далеком 1909 году, когда здесь еще не было русской колонии, а было лишь временное сообщество купцов, занятых экспортом чая в Россию. Поселившись в одном из особняков, что стояли вдоль пустынной Авеню Жоффр, Уланов вскоре покинул чайную компанию «Губкин и Кузнецов» и возглавил собственное дело, Asiatic Trading Corporation. В двадцатых годах Авеню Жоффр начала застраиваться магазинами и становиться все более людной, и семья Улановых переехала в престижную западную часть Французской концессии, поселившись в высоком новом особняке с садом на Route Dupleix (нынешняя Anfu Road). Василий Емельянович развивал свою компанию и вкладывался в недвижимость, а жена Анна Михайловна растила детей и занималась церковной благотворительностью.
Несмотря на длительное проживание вдали от родины (а возможно благодаря ему), Василий Уланов тайно симпатизировал коммунистам – и китайским, и русским. В 1927 году он сошелся агентом Коминтерна Михаилом Бородиным. Еще недавно тот был советником Чана Кайши, лидера Гоминдана, а теперь оказался отверженным в результате раскола в рядах китайских революционеров.
Узнав о начавшейся охоте за Бородиным и его советскими товарищами, Уланов благородно предложил им убежище на чердаке своего дома в тихом уголке Шанхая, рискуя собственным благополучием и жизнью. Пережив опасность, группа Бородина благополучно выбралась из Китая и вернулась в Москву. Дело Уланова процветало, в 1935 году он был избран в правление Русского клуба, в 1939 году стал председателем Русской торговой палаты в Шанхае, и все это время, по заявлениям некоторых исследователей, вел двойную жизнь и оставался советским агентом.
Но связь с коминтерновцем Бородиным обернулась против Уланова. По окончании войны в Шанхай вернулись советские агенты с новой повесткой дня: зачистка старых коммунистов. Уланова похитили, тайно перевезли в Советский Союз и репрессировали по «контрреволюционной» 58-й статье УК РСФСР. Будучи в преклонных годах, он скончался в лагерях и был реабилитирован посмертно в 1989 году.
Не зная, что случилось с мужем, жена Анна Михайловна тщетно прождала его несколько лет в Шанхае, прежде чем покинула страну. Вскоре бывший особняк Улановых уже был наполнен новыми жильцами из китайского пролетариата. Сегодня никто из них не знает всех деталей драм, что разворачивались этих стенах, но старожилы осведомлены, что раньше здесь проживал «белый русский богач».
Текст и фотографии: Катя Князева (официальный сайт).
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхай:
Апартаменты Астрид — вклад русского эмигранта в архитектуру Шанхая
Апартаменты Гасконь — икона шанхайского ар-деко
Апартаменты «Нормандия» — шанхайский «Утюг»
Астор Хаус — выбор президентов, ученых и гангстеров
Благоуханный храм — центр буддизма в старом городе
Broadway Mansions — первый небоскреб Шанхая
«Джардин и Маттесон»: от торговли опиумом до Банда №1
Дом-музей вдовы Сунь Ятсена
Дом за мостом: отсюда мало кто выходил живым
Дом сэра Виктора Сассуна — отель, офис и пентхаус с видом на Банд
Дом шанхайской донны Розы
Жилой дом на набережной Сучжоуского канала
Здание английского консульства: 122 года бесплатной аренды
Здание главпочтамта Шанхая
Здание Great World
Здание таможни: кто владеет портом, тот владеет Шанхаем
Здание театра Гунъутай
Кафедральный собор Святого Ксаверия
Квартал у Драконьих ворот: от «шикумэней» до ар-деко
Кровавая аллея — самая скандальная улица Шанхая
«Линда террас» — шанхайский дом русских эмигрантов
Нескромное здание банка HSBC на Банде
Павильон Дацзингэ и остатки крепостной стены Шанхая
«Парк-отель» — небоскреб «made in China»
Резиденция братьев Цю — дом исчезнувших миллионеров
«Сад радости» — в подарок отцу
Садовый мост — 160 лет в центре шанхайской истории
Бурное прошлое Swatch Art Peace Hotel
Собор Святого Игнатия — католическое наследие Шанхая
Сигнальная башня на Банде
Синьтяньди — Шанхай, которого не было
Тайная библиотека — самая драгоценная реликвия Шанхая
Театр Лайсеум — неофициальный центр русской культуры
Французский клуб — для приличных господ 1930-х
Храм городского божества — сердце Шанхая
Храм Конфуция
Храм в честь памяти царя Николая Второго — в центре Шанхая
Цзинъаньсы — буддийский храм с темным прошлым
Шанхайская «Эйфелева» башня