Женский монастырь и гильдия актеров

Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.

Ворота с названием монастыря

Женский монастырь сострадания

Площадь постройки: 1000 кв. м
Адрес: 15 Zhengling Jie (открыть в baidu map)
Год постройки: 1870
Нынешнее состояние: шанхайский центр буддийской школы тяньтай

Двор бывшей гильдии

Гильдия актеров пекинской оперы

2 этажа
Адрес: 593 Middle Fangbang Road (открыть в baidu map)
Год постройки: 1905
Нынешнее состояние: общежитие для монашек

Вид района с высоты в 2016 году — с отмеченнным монастырем

Единственная в старом городе буддийская женская обитель находится на улице, на которой сохранился лишь один адрес. В последние годы квартал вокруг монастыря методически сносился, пока среди руин не остался только монастырь.

Внутренний дворик монастыря

Монастырь сострадания (慈修庵) был построен в 1870 году как частная обитель местной богатой семьи Хуан (黄). О жизни обители в годы коммунизма известно немного, но в 1980-е годы территорию монастыря перестроили и расширили, сделав шанхайским центром буддийской школы  (одной из исконно китайских ветвей буддизма). В результате расширения территории общежитие для монашек переехало в здание по соседству — по адресу 593 Middle Fangbang Road.

Внутренний дворик монастыря
Печь у ворот для сжигания пожертвований

История этого неприметного двухэтажного здания оказалась богата событиями. Оно было построено в 1905 году шанхайской гильдией театральных актеров (上海梨园公所), которая по традиции называла себя «Грушевым садом» (梨园). Гильдия была создана братьями-актерами пекинской оперы Ся Юэшанем и Ся Юэжунем. Пекинская опера проникла в Шанхай в середине 19-го века вместе с гастролирующими труппами, и вскоре шанхайская публика была безумно увлечена театром, который в то время показывался в чайных домах. Как и сегодня, газетные критики ворчали, что в Пекине пьесы хороши да места для них плохи, а в Шанхае все наоборот.

Алтарь в воротах общежития

Несмотря на успех театра и постоянно открывающиеся новые роскошные чайные со сценами, актерство оставалось низкооплачиваемо и постыдной профессией. Устав пекинской гильдии, например, гласил: «В грушевом саду мы занимаемся ерундой, не общаемся с великими и не дружим с аристократами. Мы покинули свои деревни и забросили семьи, и ни чужие ни близкие не позаботятся о нас».

На взносы членов шанхайского «Грушевого сада» был куплен небольшой заброшенный храм на берегу канала Фанбан и перестроен в здание гильдии. Действуя как профсоюз, гильдия помогала актерам добиваться справедливых гонораров, помогала безработным коллегам и опекала отставных артистов. В попытках искоренить проституцию среди детей-актеров, в 1929 году гильдия открыла школу в своем здании, где и взрослые, и дети обучались грамоте. На территории гильдии имелся и алтарь, посвященный богу войны, покровителю профессии.

Изготовление слитков и предметов для пожертвований

Шанхайские актеры были активны не только в профессии и в благотворительности, но и в политике. В ноябре 1911 лидеры гильдии одними из первых присоединились к восстанию против цинского имперского правительства. Согласно легенде, актеры лично вели переговоры с директорами шанхайского арсенала, пытаясь своим красноречием убедить его передать им вооружение. Не добившись результата, актеры-акробаты перелезли через стену арсенала и заняли его изнутри, тем самым способствовав победе переворота. Когда в результате смены режима истощились пожертвования от бывших богатых покровителей театра, гильдию взяла под опеку китайская «Зеленая банда», боссы которой увлекались театром (и актрисами). После войны и революции гильдия расформировалась, уцелело лишь ее здание, защищенное как памятник архитектуры, но будущее его неизвестно.

Улица Zhenling Jie в 2010 году до ее сноса
Улица Zhenling Jie в 2010 году до ее сноса

Текст и фотографии (кроме отмеченных): Катя Князева (официальный сайт).

Для заглавной иллюстрации использована фотография ворот гильдии до сноса всего вокруг в 2011 году.

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхай:

Апартаменты Астрид — вклад русского эмигранта в архитектуру Шанхая
Апартаменты Гасконь — икона шанхайского ар-деко
Апартаменты «Нормандия» — шанхайский «Утюг»
Астор Хаус — выбор президентов, ученых и гангстеров
Благоуханный храм — центр буддизма в старом городе
Broadway Mansions — первый небоскреб Шанхая
«Джардин и Маттесон»: от торговли опиумом до Банда №1
Дом-музей вдовы Сунь Ятсена
Дом за мостом: отсюда мало кто выходил живым
Дом морской гильдии: закат эпохи
Дом сэра Виктора Сассуна — отель, офис и пентхаус с видом на Банд
Дом чайного магната и человека с секретом
Дом шанхайской донны Розы
Дома и магазины русских эмигрантов
Жилой дом на набережной Сучжоуского канала
Здание английского консульства: 122 года бесплатной аренды
Здание главпочтамта Шанхая
Здание Great World
Здание таможни: кто владеет портом, тот владеет Шанхаем
Здание театра Гунъутай
Катэй Меншэнс
Кафедральный собор Святого Ксаверия
Квартал у Драконьих ворот: от «шикумэней» до ар-деко
Кровавая аллея — самая скандальная улица Шанхая
«Линда террас» — шанхайский дом русских эмигрантов
Мечеть на Персиковой улице
Нескромное здание банка HSBC на Банде
Павильон Дацзингэ и остатки крепостной стены Шанхая
«Парк-отель» — небоскреб «made in China»
Редакция первой англоязычной газеты Китая
Резиденция братьев Цю — дом исчезнувших миллионеров
«Сад радости» — в подарок отцу
Садовый мост — 160 лет в центре шанхайской истории
Бурное прошлое Swatch Art Peace Hotel
Собор Святого Игнатия — католическое наследие Шанхая
Сигнальная башня на Банде
Синьтяньди — Шанхай, которого не было
Тайная библиотека — самая драгоценная реликвия Шанхая
Театр Лайсеум — неофициальный центр русской культуры
Французский клуб — для приличных господ 1930-х
Храм городского божества — сердце Шанхая
Храм Конфуция
Храм в честь памяти царя Николая Второго — в центре Шанхая
Цзинъаньсы — буддийский храм с темным прошлым
Шанхайская «Эйфелева» башня

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.