Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.
Rue Chu Pao San (Кровавая улица)
Адрес: 7-13 Xikou Road (открыть в baidu map)
От самой скандальной улицы старого Шанхая не осталось даже былого названия, а о годах разврата и дебошей, которые она пережила в 1930-е годы, напоминает лишь единственное сохранившееся старое здание, расположенное недалеко от набережной, на углу Yan’an East Road и Xikou Road. В нем до прихода коммунистов находился бар «Нью Ритц», популярный среди иностранных моряков.
Далее по улице, ныне называемой Xikou Road, шли кабаре «Фантазио», отель и бар «Международный» и кафе «Чарльстон», располагавшиеся в том же здании. Танцевальное заведение «Фантазио», принадлежавшее французу Лалурси, было излюбленным местом сборищ оптовиков опиума. Впрочем, все заведения в округе имели одинаково дурную репутацию.
Кровавая аллея славилась ночными драками между моряками и военнослужащими разных национальностей, от коих и произошло ее народное название. В действительности же эта короткая улочка, территориально принадлежавшая Французской концессии, носила имя Rue Chu Pao San, в честь китайского промышленника Чжу Баосаня, щедрого покровителя католических больниц и приютов.
Большая часть недвижимости на улице находились во владении католической церкви, которую очень беспокоило соседство очага разврата с собором Св. Иосифа на соседнем квартале. В одном из баров висела табличка, как в салунах дикого Запада: «Богу – верим, остальные – платят наличными». Хозяевами заведений в Кровавой аллее чаще всего были отставные американские моряки, но иногда попадались и международные преступники в розыске, осевшие в Шанхае.
Днем Кровавая аллея были тиха и малолюдна, но каждый вечер в шесть часов многочисленные бары и кабаре распахивали свои двери, и до утра из них доносился рев джазовых саксофонов и звон пивных кружек. Разборки между клиентами кабаре нередко заканчивались поножовщиной, а в 1937 году в баре «Фриско» прозвучали выстрелы и взорвалась граната, покалечив присутствующих. Впрочем, обычно серьезные разборки разворачивались на улице, потому что бармены и вышибалы успевали выпроводить хулиганов за порог.
В барах и кабаре работали партнерши по танцам – как правило, китайские, корейские, филиппинские, вьетнамские, еврейские и русские девушки. Они поощряли клиентов заказывать напитки и оплачивать медленные танцы. Тонкая и подчас несуществующая грань отделяла этих хостесс от уличных проституток, которые набрасывались на улице на подгулявших клиентов и порой силой затаскивали их по лестницам в свои закутки.
Китайскую прессу 1930-х годов беспокоила не столько проституция (дело привычное), сколько парные танцы на публике, и она с озабоченностью писала, что посетители в просторных хлопковых одеяниях безнаказанно трутся о полуодетых партнерш, разрушая свою мораль. Менее щепетильные издания публиковали советы, как эффективно стереть помаду со светлой одежды и как не допустить, чтобы жена первой заметила на ботинках стершиеся блестки с туфелек партнерши по танцам.
Мутная репутация Кровавой аллеи делала ее идеальным прикрытием для шпионажа. В октябре 1934 года советский разведчик Рихард Зорге посетил один из злачных отелей в Кровавой аллее для секретного обмена желтыми портфелями с другим шпионом.
В послевоенное время улица превратилась в барахолку, где сбывалась американская военная экипировка и ворованный провиант из гуманитарной помощи. Запасшись непродуваемыми ветровками, высокими армейскими ботинками, одеялами и комбинезонами, многие русские эмигранты впоследствии отправлялись на родину, удивляя встречающее советское население невиданными иностранными логотипами на одежде.
Текст и фотографии (кроме отмеченных): Катя Князева (официальный сайт).
Для заглавной иллюстрации использована фотография University of Wisconsin in Milwaukee.
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхай:
Апартаменты Астрид — вклад русского эмигранта в архитектуру Шанхая
Апартаменты Гасконь — икона шанхайского ар-деко
Апартаменты «Нормандия» — шанхайский «Утюг»
Астор Хаус — выбор президентов, ученых и гангстеров
Благоуханный храм — центр буддизма в старом городе
Broadway Mansions — первый небоскреб Шанхая
«Джардин и Маттесон»: от торговли опиумом до Банда №1
Дом-музей вдовы Сунь Ятсена
Дом за мостом: отсюда мало кто выходил живым
Дом сэра Виктора Сассуна — отель, офис и пентхаус с видом на Банд
Дом чайного магната и человека с секретом
Дом шанхайской донны Розы
Жилой дом на набережной Сучжоуского канала
Здание английского консульства: 122 года бесплатной аренды
Здание главпочтамта Шанхая
Здание Great World
Здание таможни: кто владеет портом, тот владеет Шанхаем
Здание театра Гунъутай
Кафедральный собор Святого Ксаверия
Квартал у Драконьих ворот: от «шикумэней» до ар-деко
«Линда террас» — шанхайский дом русских эмигрантов
Нескромное здание банка HSBC на Банде
Павильон Дацзингэ и остатки крепостной стены Шанхая
«Парк-отель» — небоскреб «made in China»
Резиденция братьев Цю — дом исчезнувших миллионеров
«Сад радости» — в подарок отцу
Садовый мост — 160 лет в центре шанхайской истории
Бурное прошлое Swatch Art Peace Hotel
Собор Святого Игнатия — католическое наследие Шанхая
Сигнальная башня на Банде
Синьтяньди — Шанхай, которого не было
Тайная библиотека — самая драгоценная реликвия Шанхая
Театр Лайсеум — неофициальный центр русской культуры
Французский клуб — для приличных господ 1930-х
Храм городского божества — сердце Шанхая
Храм Конфуция
Храм в честь памяти царя Николая Второго — в центре Шанхая
Цзинъаньсы — буддийский храм с темным прошлым
Шанхайская «Эйфелева» башня