Синьтяньди — Шанхай, которого не было

вСовременный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.

Синьтяньди (Новый свет)

Общая площадь: около 30 000 кв. м
Адрес: 123 Xingye Road (открыть в baidu map)
Год постройки: 2001
Нынешнее состояние: пешеходная зона в историческом квартале

Ресторан на Синьтяньди

Пешеходная зона в историческом квартале, лабиринт переулков между кирпичными домами – настоящий магнит для туристов, которых влекут старый Шанхай и новая роскошь. Мало кто из приезжих догадывается, что большинство характерных зданий-шикумэней с традиционными двустворчатыми воротами, деревянными ставнями на окнах, симметричными балконами по бокам дворов-колодцев значительно новее, чем кажутся, но таят в себе печальные истории.

Перекресток Danshui Road и Xingye Road до реконструкции. Источник: 上海光影1980-1999, 郭博
В музее быта начала 20-го века

На территории Синьтяньди (新天地) с избытком хватает торговых площадей, баров и ресторанов и даже отелей, а в одном из зданий-шикумэней оборудован музей быта начала 20-го века. Заплатив за вход и убрав фотоаппараты, посетители бродят по трем этажам старинного городского дома, представляя себе, чем жила вымышленная семья процветающих китайских горожан. Глава семьи работает в иностранной компании и ездит на работу на трамвае, его жена увлекается шанхайскими кинозвездами и пошивом ципао из шелка, дети дисциплинированно мастерят самолеты и заводят патефон, ортодоксальная бабушка с ножками-лотосами попивает чай на лежанке под пологом. Есть даже скромная студенческая комнатка за лестницей, словно обжитая писателем Лу Синем.

Здания в квартале Синьтяньди до реконструкции. Источник: Bridgid Cee

Вымышленная ностальгическая история не имеет ничего общего с обстановкой в Шанхае первой половины 20-го века. Городское жилье эконом-класса (к которому относились шикумэни) было перенаселено с момента постройки. Сняв дом и уплатив немалую сумму за контракт, арендаторы тут же пересдавали часть комнат, съемщики в свою очередь делили и пересдавали свои доли, и в шикумэне получался муравейник. Вынужденное проживание за тонкой стенкой бок о бок с соседями, которых не выбирали, породило немало фольклора и ностальгии другого характера, сродни ностальгии по советской коммуналке.

К востоку от Синьтяньди до реконструкции. Источник: Bridgid Cee

Зона Синьтяньди не была исключением. До прихода к власти коммунистов в восточной части Французской концессии европейский архитектурный код не соблюдался и здесь жили китайцы, скученно и бедно. За годы коммунизма прибавилось новых поколений квартирантов, а жилищный вопрос не решился. Но с переходом к капитализму шанхайская недвижимость поманила инвесторов, и в 1996 году выбор гонконгской корпорации Shui On Group пал на Синьтяньди. Нанятая американская архитектурная фирма предложила превратить этот обычный район в уникальную пешеходную зону смешанного использования. В качестве вдохновения архитектору Бенджамину Вуду послужили старинные городки Тосканы, в частности Сиена, где современность гармонирует со средневековьем, а быт и простота – с туризмом и инфраструктурой.

Пьяцца с фонтаном в центре

К идее извлекать выгоду из типового жилого фонда городские чиновники отнеслись скептически: казалось невероятным, что туристы и арендаторы побегут в малоэтажные дряхлые кварталы, где нет ни площади в центре, ни монумента, ни знаменитой истории. Но архитекторы и инвесторы заразили своим энтузиазмом и обещаниями выгоды муниципалитет, а от города потребовалось лишь избавиться от живущих в шикумэнях людей.

Дом-музей первого съезда КПК

Это был один из первых в Шанхае эпизодов принудительного выселения, и его жертвами стали три с половиной тысячи шанхайских семей. Далеко не все жили в нищете: многие сами отстроили свои двухэтажные шикумэни в 1920-х годах и с тех пор жили просторно и с комфортом. Половина всех домов была снесена, оставшиеся были адаптированы под коммерческое использование: витрины в бывших воротах, застекленные крыши с террасами, пьяцца с фонтаном в центре. Не удалось лишь воплотить гармонию сосуществования: человеческий ресурс старого квартала оказался тщательно истреблен.

Ресторан на Синьтяньди
«Древние» стены

Ожидания инвесторов оправдались: Синьтяньди стала беспрецедентным успехом, и в других городах заспорилась работа по созданию своих «Новых светов». Вольная псевдо-реставрация архитектурного наследия тоже стала стандартом, и сейчас никого не удивляют произвольные копии в историческом стиле. К концу 2000-х годов шикумэнь-кварталов в центре Шанхая почти не осталось, и те, что сохранились, приобрели дополнительный интерес и ценность даже для коренных шанхайцев. Руководство Синьтяньди охотно идет навстречу охотникам за воспоминаниями, и щедро поливает брусчатку и карнизы молоком – чтобы те скорее обрастали мхом, как все добротное, уютное и старое.

Текст и фотографии (кроме отмеченных): Катя Князева (официальный сайт).

Для заглавной иллюстрации использована фотография Bridgid Cee (2001).

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхай:

Апартаменты Астрид — вклад русского эмигранта в архитектуру Шанхая
Апартаменты Гасконь — икона шанхайского ар-деко
Апартаменты «Нормандия» — шанхайский «Утюг»
Астор Хаус — выбор президентов, ученых и гангстеров
Благоуханный храм — центр буддизма в старом городе
Broadway Mansions — первый небоскреб Шанхая
«Джардин и Маттесон»: от торговли опиумом до Банда №1
Дом-музей вдовы Сунь Ятсена
Дом за мостом: отсюда мало кто выходил живым
Дом сэра Виктора Сассуна — отель, офис и пентхаус с видом на Банд
Дом чайного магната и человека с секретом
Дом шанхайской донны Розы
Жилой дом на набережной Сучжоуского канала
Здание английского консульства: 122 года бесплатной аренды
Здание главпочтамта Шанхая
Здание Great World
Здание таможни: кто владеет портом, тот владеет Шанхаем
Здание театра Гунъутай
Кафедральный собор Святого Ксаверия
Квартал у Драконьих ворот: от «шикумэней» до ар-деко
Кровавая аллея — самая скандальная улица Шанхая
«Линда террас» — шанхайский дом русских эмигрантов
Нескромное здание банка HSBC на Банде
Павильон Дацзингэ и остатки крепостной стены Шанхая
«Парк-отель» — небоскреб «made in China»
Резиденция братьев Цю — дом исчезнувших миллионеров
«Сад радости» — в подарок отцу
Садовый мост — 160 лет в центре шанхайской истории
Бурное прошлое Swatch Art Peace Hotel
Собор Святого Игнатия — католическое наследие Шанхая
Сигнальная башня на Банде
Тайная библиотека — самая драгоценная реликвия Шанхая
Театр Лайсеум — неофициальный центр русской культуры
Французский клуб — для приличных господ 1930-х
Храм городского божества — сердце Шанхая
Храм Конфуция
Храм в честь памяти царя Николая Второго — в центре Шанхая
Цзинъаньсы — буддийский храм с темным прошлым
Шанхайская «Эйфелева» башня

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.