Как живет архитектурный дизайнер

Магазета продолжает беседовать с представителями разных профессий в Китае о их жизни, о том, как они зарабатывают и на что тратят деньги. Не делая никаких обобщений, мы рассказываем истории конкретных людей. Сегодня герой нашей рубрики – Чжао Цзя (赵迦), 32-летний архитектурный дизайнер и совладелец мини-отеля, который рассказал о выборе профессии, дизайнерских буднях и своих планах на будущее.

Как стал архитектурным дизайнером

Я рисовал с детства. В школе я отвечал за классную стенгазету. В Китае их пишут мелом на доске (黑板报). Раз в неделю мы вдвоем готовили доску. Тогда я рисовал не очень и больше помогал с написанием иероглифов. Но мне нравилось рисовать и все-таки решил поступать в художественную академию. После сдачи выпускных экзаменов я приехал учиться в Ханчжоу (в Академию искусств КНР — Прим. Ред.).

Сначала я даже не думал изучать дизайн. Первый семестр в Академии ты учишь рисунок, скетч, живопись и т. д. А потом сдаешь экзамены, после которых выбираешь специальность. При выборе специальности всех волнует, а можно ли после выпуска найти работу. В 2004 году особенно котировался дизайн интерьеров, так как с таким дипломом можно легко устроиться. Но туда я не пошел, потому что подумал, что это слишком узкая специализация.

И тогда с несколькими друзьями мы решили поступать на архитектурный дизайн. На тот момент факультет существовал всего два года, и он разительно отличался от профильных архитектурных институтов. Факультет основал Ван Шу (王澍), в настоящее время самый влиятельный архитектор в Китае. Он — первый китаец, который удостоился Притцкеровской премии.

В Китае не было своей школы архитектуры, поэтому система подготовки была заимствована из Европы. Традиционно строительство в Китае было ремеслом: не было необходимости придумывать дизайн дома, были уже готовые образцы. Поэтому когда открыли факультет архитектурного дизайна, сами преподаватели не имели строгой системы в отличие от классических архитектурных школ. Это было немного беспорядочное обучение, но это дало нам свободу мышления. Поэтому я не иду проторенными путями, а могу сам найти решение.

Еще одно отличие от профильного архитектурного института — мы изучали специальность фактически три года, когда обычно архитекторы учатся пять лет, поэтому многое мы вообще не проходили.

Мои родители никак не связаны с архитектурой. Мама — член партии, занимается социальной работой. Она работает в комитете по контролю за рождаемостью. Папа сейчас ничем не занимается, отдыхает, а раньше у него был бизнес. Они не очень оценили мое решение поступать в Академию, так как считали, что я плохо рисую. Но платили по 15 000 юаней в год за обучение (в Китае все высшее образование платное — Прим. Ред.).

После окончания я работал в нескольких местах. В Пекине я нашел небольшую студию рядом с арт-районом 798. Там мы занимались не только архитектурой, но и выставки делали. Через два года вернулся в Ханчжоу, где работал в компании, где мы проектировали виллы, компаунды и офисные здания. Там я проработал четыре года. Каждый день надо было ездить в офис. Рабочий день до шести, но уходить вовремя было не принято. И в выходные могли позвонить и попросить что-то исправить.

Особенности работы

Сейчас у нас есть своя небольшая студия. Но мы занимаемся не только архитектурным дизайном, но и другими проектами в сфере дизайна. Еще в Академии мы делали проекты с нашим преподавателем. По рекомендации нас нашел наш первый клиент: ему понравились наши проекты. Мы сделали для него дизайн музея и двух его домов.

В 2007 году после окончания Академии мы хотели с партнером открыть студию, но он решил поступать в докторантуру. Ему надо было готовиться, поэтому не было времени заниматься компанией. Но в итоге мы ее открыли с другими друзьями.

Обычно мы не ищем клиентов сами — они приходят по рекомендации. Потом мы общаемся, если наши представления о дизайне сходятся, то начинаем работать. Мы не делаем проекты в «французском стиле» или «American country». У нас более простой, современный дизайн с небольшим привкусом китайской традиционной архитектуры.

В студии четыре партнера: каждый отвечает за какой-то аспект. Один ведет подготовительную работу, изучает теоретическую часть, другой готовит дизайн проекта, контролирует эстетическую часть. Еще один отвечает за инженерную часть, он — не инженер, у него просто много опыта в этой сфере. Когда нам для проекта требуется инженер, то мы приглашаем кого-нибудь. И еще один партнер отвечает за работы на объекте, контролирует исполнение. Но, конечно, мы друг друга подменяем, если требуется.

Развивать подобную студию в Китае непросто. У больших архитектурных компаний есть возможность работать с крупными подрядчиками, у которых есть стандарты качества и возможность адаптировать продукт по пожеланию заказчика. Маленькие студии работают и с мелкими подрядчиками, а они очень непрофессиональные. Ты можешь сделать какой угодно проект, а потом компания, которая производит окна или двери, говорит тебе, что это они сделать не могут. И не потому что действительно не могут, а просто не хотят искать решение. А заказчик, в свою очередь, не хочет тратить деньги на более профессионального производителя. И приходится дизайнеру постоянно балансировать между желаниями и возможностями.

Рынок небольших студий будет расти. Но в отличие от крупных компаний, которые конкурируют между собой за таких же крупных клиентов, у нас главный конкурент — мы сами. Наши проекты не ориентированы на рынок, они более персонализированы, у каждой студии свой стиль. Но приходится много времени тратить на обсуждения и с клиентами, и с подрядчиками. Если у нас хотя бы на 2/3 так же будет развита инфраструктура архитектурного дизайна как в Японии, то будет уже совсем хорошо.

Мини-отель

В 2015 году еще открыли мини-отель на шесть номеров. До этого мы реконструировали два подобных отеля, построенных в 1980-е. Конечно, качество материалов тогда было ужасное: все кирпичи полые. Ты можешь придумать какой-нибудь дизайн, но потом приходится все переделывать, так как оказывается, что какую-то стену просто так не снесешь. Один отель мы сделали современным, но с элементами японской традиционной архитектуры, а второй — в более китайском стиле.

Ремонт отеля закончили в мае 2015 года, но не сразу стали принимать гостей. Так как организация работы отеля — не такое простое дело, особенно, когда ничего про это не знаешь. Последний год вообще был тяжелый, каждый день какой-нибудь ахтунг. Вложили в отель свои деньги. Сейчас здесь работают два человека: менеджер и человек, отвечающий за уборку. Еще есть компания на аутсорсинге, которая отвечает за бухгалтерию и т. п.

Как проходит день

Каждый день у меня не похож на другой. Встаю обычно в 8 утра. Потом приезжаю сюда (в отель— Прим. Ред.), здесь завтракаю и начинаю работать. С утра обычно занимаюсь отелем, а после обеда – дизайнерской работой, так как в первой половине дня мозг еще не проснулся. Обычно часть времени уходит на общение по каждому проекту и часть — на подготовку чертежей и планов. Обычно в 7-8 часов ужинаю. Иногда после ужина мы куда-нибудь идем с друзьями.

Доходы и траты

Я не очень считаю, сколько я зарабатываю. Наверное, примерно также, как когда я работал по найму. В месяц получается 20-30 тысяч юаней, половину приносит отель, вторую — дизайнерская студия.

Я снимаю жилье с другом за 3000 юаней. Живем мы в Лунцзине (чайная деревня в Ханчжоу — Прим. Ред.). Деньги трачу на все подряд, я особенно не считаю. Много уходит на развлечения здесь в Ханчжоу и на поездки в Шанхай, там больше вкусной еды. Машины у меня нет. Раньше хотел сдать на права, но завалил практический экзамен — не сдал парковку. А сейчас найти машину не проблема, а вот припарковать свою бывает очень сложно.

Сейчас еще планируем открывать студию, поэтому тоже надо будет вкладывать деньги. Прошлую мы закрыли. Эту будем открывать вчетвером. Сейчас ищем под нее место. Раньше студия была слишком связана с архитектурой и строительством, сейчас нам требуется что-то шире, так как мы хотим заниматься и другими проектами.

Будущее

О чем мечтаю? Да сейчас если студия начнет работать, то уже все остальные мечты будут связаны с ее развитием. Студию открыть трудно. Когда работаешь по найму, то тебе не приходится решать множество вопросов, которые не связаны с работой дизайнера. В любом случае, я хочу развиваться именно в сфере дизайна: кому-то в архитектурном дизайне больше нравится архитектура, мне — дизайн.

Фотограф: Евгения Мельникова

Автор проекта: Дарья Бокова

Читайте также:

Как живет китайская домработница
Как живет педагог по вокалу

Ольга Мерекина

Автор: Ольга Мерёкина

Родилась во Владивостоке. Живет в Ханчжоу и Шанхае. BA (2007) востоковедение, MA (2014) современное искусство и кураторские исследования. Участник арт-коллектива Illumin8tors.