Давно исчезнувший Шанхай и анонс новой книги Кати Князевой

Вид с северного берега речки Сучжоу, слева водонапорная башня (с) flickr Cities in Old Days

Говоря об исчезающей исторической застройке города, мы обычно имеем в виду изменения последних лет: кварталы шикумэней, снесенные и застроенные небоскребами и торговыми центрами; новые автомагистрали, прорезавшие старые районы; частные особняки, до неузнаваемости перестроенные новыми владельцами. Но Шанхай никогда не стоял на месте, и многие из нынешних памятников архитектуры в свое время потребовали сноса еще более старинных зданий. В сегодняшнем выпуске мы вспоминаем три забытые достопримечательности в центре Шанхая, без которых городской ландшафт казался немыслимым.

Классический вид шанхайской набережной в 1937 году; справа Ангел Победы. Источник: Claude Berruyer
Классический вид шанхайской набережной в 1937 году; справа Ангел Победы. Источник: Claude Berruyer

Памятник героям Первой мировой войны

Просуществовал с 1924 по 1943 годы (19 лет)

Расположение – пересечение East Zhongshan No. 1 Road и East Yan’an Road

Знаменитый открыточный вид старого Шанхая обязательно включал в себя огромное изваяние Ангела Победы на переднем плане. Бронзовая статуя на гранитном постаменте простирала руку над дугой набережной, а к ее ногам прижимались две детские фигуры. Этот монумент был установлен в феврале 1924 года в память об англичанах, отправившихся из Шанхая на фронт в Первую мировую войну и там погибших. На табличке у основания пьедестала были перечислены имена более 200 бойцов.

Открытка с видом Банда; отмечено место возведения монумента в 1924 году. Источник: аукцион delcampe.net
Открытка с видом Банда; отмечено место возведения монумента в 1924 году. Источник: аукцион delcampe.net
День поминовения погибших у мемориала на набережной в 1924 году. Источник: Archibald Lang, Hiistorical Photographs of China
День поминовения погибших у мемориала на набережной в 1924 году. Источник: Archibald Lang, Hiistorical Photographs of China

Памятник был спроектирован шотландской архитектурной фирмой «Stewardson & Spence», скульптурную группу на постаменте изваял англичанин Генри Фер (Henry C. Fehr), а бронзовые орнаменты, венки и символические композиции с латами, щитами и драпировками по сторонам пьедестала создала Изабелла Антоновна Карсницкая. Она прибыла в Шанхай вместе с мужем майором В. Е. Карсницким в 1923 году. Будучи многообещающим молодым скульптором, она тут же поступила в крупнейшую архитектурно-оформительскую контору города «Артс энд Крафтс» (Arts & Crafts, 43 Bubbling Well Road), где ей поручили оформление мемориала на набережной. Также Карсницкая создала скульптурную группу в виде греческих богов Гермеса, Эроса и Афродиты, украсившую часовую башню Главпочтамта.

Общий вид монумента; ограда у ступеней защищает от неподобающего использования. Источник: Virtual Shanghai
Общий вид монумента; ограда у ступеней защищает от неподобающего использования. Источник: Virtual Shanghai

Ангел Победы на Банде часто служил отправной точкой парадов и фоном для церемоний, но в непраздничные дни полицейским-сикхам пришлось гонять от монумента портовых грузчиков и нищих, любивших притулиться в тени постамента. Также неискоренима была проблема использования памятника в качестве общественной уборной; от него всегда разило.

Опустевший пьедестал в 1945 году. Источник: George Lacks
Опустевший пьедестал в 1945 году. Источник: George Lacks

В 1943 году, когда иностранные сеттльменты Шанхая находились под японским оккупационным командованием, бронзовый ангел и все декоративные элементы на постаменте были сорваны, разбиты и отнесены на свалку металлолома. Та же участь ждала многие другие памятники, фонари, ворота и кованные ограды в городе. Так пропал и бронзовый мемориальный бюст Пушкина, установленный в 1937 году русским сообществом во Французской концессии, в столетнюю годовщину смерти поэта. Оккупанты намеревались отправить все эти металлические объекты на переплавку в Японию, но в Тихоокеанском регионе шли военные действия и план сорвался.

Обломки Ангела Победы, сложенные в британском консульстве. Источник: North China Daily News, 1947
Обломки Ангела Победы, сложенные в британском консульстве. Источник: North China Daily News, 1947

После снятия оккупации осенью 1945 года Ангела Победы считали потерянным навечно, но 18-летняя русская девушка Нюся Бурмистрова решила попробовать разыскать бюст Пушкина и по совету друзей отправилась на свалку металлолома в припортовом районе Вэйсайд. Бюста Пушкина она там не нашла, но неожиданно наткнулась на обломки статуи Ангела Победы. Британское сообщество возликовало, Нюсю чествовали в прессе, а фрагменты статуи перенесли в английское консульство. Однако надежды восстановить мемориал провалились: в то время в Китае бушевала гражданская война и напоминание о заслугах империалистов в полузабытой европейской войне было бы неуместным, а после 1949 года пришло время чествования совсем других героев.

Раскрашенная открытка с видом немецкого клуба. Источник: flickr Fin de Siecle Flickr
Раскрашенная открытка с видом немецкого клуба. Источник: flickr Fin de Siecle Flickr

Клуб «Конкордия»

Просуществовал с 1904 по 1935 годы (31 год)

Стоял на месте нынешнего Банка Китая, 23 East Zhongshan No. 1 Road

В первые годы двадцатого века немецкое население Шанхая исчислялось несколькими тысячами и было вторым по численности после английского; каждая шестая иностранная фирма была немецкой. Уже в 1900 году растущее сообщество выходцев из Пруссии начало сбор средств на строительство национального клуба по примеру английского, который стал бы «крупнейшим и красивейшим в Шанхае».

Крыша Конкордии в 1926 году. Источник: tuyouhuaxia.com
Крыша Конкордии в 1926 году. Источник: tuyouhuaxia.com

Участок для постройки в самом центре набережной был приобретен у английской конторы «Shaw, Ripley & Co». В октябре 1904 года почетный гость города прусский принц Адальберт заложил краеугольный камень будущего немецкого клуба. Красоту расположения клуба омрачал лишь тот факт, что с его южной стороны недавно вырос конкурент, способный затмить своей архитектурой немецкий клуб – это было здание Русско-китайского банка, помпезное и «подобное дворцу». Но оба здания спроектировал один и тот же архитектор Генрих Бекер, и он обеспечил «Конкордии» стилистическое преимущество.

Принц Адальберт и немецкая публика на церемонии закладки краеугольного камня в 1904 году. Источник: Leo Dudeney, Historical Photographs of China
Принц Адальберт и немецкая публика на церемонии закладки краеугольного камня в 1904 году. Источник: Leo Dudeney, Historical Photographs of China

Немецкий клуб в Шанхае стал самым прекрасным зданием на набережной на долгие годы. При его постройке впервые в городе был опробован армированный бетон. В вечер открытия «Конкордии» 6 февраля 1907 года опустел даже английский клуб – так сильно все хотели увидеть новое заведение. Благодаря прихотливым линиям фасада и башенкам на крыше «Конкордия» походила на прусский замок, но как сообщали очевидцы, «чтобы увидеть настоящее великолепие, нужно попасть вовнутрь». Там посетителей ждали гигантский бюст Кайзера Вильгельма Второго, расписные стеновые панели с видами Берлина и немецкие пословицы, вырезанные готическим шрифтом на потолочных балках. Окна ресторана, откуда открывался панорамный вид на реку, были покрыты витражами с пасторальными видами и гербами прусских провинций.

Шанхайский Банд около 1910-го года, слева Конкордия. Источник: flickr China Postcard
Шанхайский Банд около 1910-го года, слева Конкордия. Источник: flickr China Postcard
Интерьер клуба. Источник: minguotupian.com
Интерьер клуба. Источник: minguotupian.com

Иностранное общество с удовольствием посещала «Конкордию». Особенной популярностью пользовались регулярные костюмированные балы и ежегодные городские турниры по боулингу. Однако идиллия длилась недолго. В 1915 году началась Первая мировая война, отношение к прусским немцам сменилось на враждебное, и они начали покидать Шанхай; одни отправлялись воевать на фронт, другие сворачивали дела из-за торговой блокады. В августе 1917 года Китай запоздало присоединился к Антанте и объявил войну Германии. Это послужило поводом закрыть обе немецкие газеты в Шанхае и реквизировать здание клуба «Конкордия» в пользу государства. Здание было передано Банку Китая и в 1935 году снесено для возведения ультра-современной высотки.

Водопровод через речку Сучжоу и водонапорная башня в конце 19-го века. Источник: Getty Research Institute
Водопровод через речку Сучжоу и водонапорная башня в конце 19-го века. Источник: Getty Research Institute

Водонапорная башня на Цзянси Лу

Просуществовала с 1883 по 1954 годы (71 год)

Была на углу улиц Middle Jiangxi Road & Hongkong Road 江西中路/香港路

До появления системы водоснабжения в Международном сеттльменте, население Шанхая довольствовалось затхлой водой из колодцев или мутной водой из Хуанпу, которую отстаивали и осветляли квасцами. Эпидемии холеры были регулярным явлением, а дизентерия считалась неотъемлемой частью климата.

Схематический рисунок дизайна башни. Источник: British Watertower Appreciation Society
Схематический рисунок дизайна башни. Источник: British Watertower Appreciation Society

В 1880 году английская контора «Drysdale, Ringer & Co.» взялась за создание системы подземного водопровода, и в апреле 1883 года водозаборная станция на Цзянси Лу начала снабжать чистой водой весь сеттльмент. Водонапорная башня при станции служила для создания напора в сети и для хранения запаса воды на случай пожара. Изящная конструкция из кованого металла высотой более 30 метров долгие годы была самой высокой точкой на горизонте города.

Одновременно в Шанхае появилась электросеть, и вскоре газовые уличные фонари на Банде сменились на электрические. В 1887 году в честь пятидесятилетия царствования английской королевы Виктории водонапорную башню украсили в духе времени: ее обвили гирляндами электрических лампочек. Сей диковинный образец прогресса «два в одном» появился в виде иллюстрации на развороте в журнале «Дяньшичжай». Однако даже не он не смог победить недоверия китайского населения к воде из-под крана, побывавшей в трубах «в преисподней»; ходили даже слухи, что в цистерне на башне плавают утопленники.

Вид башни снизу. Источник: Harrison Forman
Вид башни снизу. Источник: Harrison Forman

Недоверие было необоснованным. Даже спустя тридцать лет после своего появления водозаборная и водоочистительная системы работали безупречно. В 1920-е годы, когда цивилизованный мир равнялся на лондонское качество очистки городской воды, воды из шанхайских кранов превосходила лондонскую по качеству. Секрет чистоты заключался не в передовых технологиях – очистка проводилась стандартной фильтрацией через песок – а в том, что водозабор проводился из устья Хуанпу, куда забрасывались воды могучей реки Янцзы. Для сравнения, водонапорная станция рабочего китайского района Чжабэй, забиравшая воду из речки Сучжоу, подавала в краны буквально «жидкую грязь», мутную и богатую холерным вибрионом.

Улица Цзянси Лу в 1937 году. Источник: Harrison Forman
Улица Цзянси Лу в 1937 году. Источник: Harrison Forman

В 1930-е годы городская сеть водоснабжения разрослась и появилась новая гигантская станция в районе Янпу. Старая станция на Цзянси Лу убавила мощности, и ажурную водонапорную башню стали считать дряхлым уродцем на современном горизонте Шанхая. Один журналист пренебрежительно сравнил ее с осиным гнездом на строительном кране. Популярная в то время эстетика ар-деко предписывала лаконичность линий и утилитаризм, а викторианская вычурность была не в почете. Но несмотря на растущую нелюбовь к старомодной башне, она простояла до 1954 года, после чего ее снесли, а на ее месте появился гараж. Сохранилась лишь старая администрация водонапорной станции по адресу 464–466 Цзянси Лу, построенная в 1888 году.

В марте этого года вышла новая книга автора архитектурной серии в Магазете – «Shanghai Old Town. The Walled City». Это роскошно проиллюстрированное коллекционное издание на английском, объемом 560 страниц, подробно рассказывает о каждой достопримечательности древнего города-крепости, чудом сохранившегося в самом центре мегаполиса. Здесь извилистые улицы до сих пор хранят следы оросительных каналов, за неприметными воротами таятся деревянные резные хоромы, а над мощеными дворами раскинулись магнолии и гинкго. За десять лет работы над материалом автор проследила судьбу сотен исторических объектов и нанесла их на карту. Это и древние китайские храмы, и забытые протестантские часовни, и многокомнатные купеческие палаты, и исписанные краеугольные камни и просто уютные дворики с богатой историей. Книга содержит карты для самостоятельных прогулок по старому городу, а также полный список всех улиц с их родословной.

Предварительный просмотр отдельных страниц книги — ЖЖ автора.

Цена для читателей Магазеты – 500 юаней. Обращаться в вичат avezink

Для заглавной иллюстрации использовано фото вида с северного берега речки Сучжоу, слева водонапорная башня. Источник: flickr Cities in Old Days

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.