“Квартал почитания мудрецов» и образовательный центр для китайской элиты

Один из спонсоров института господин Гуан на приеме (с) minguotupian.com

Исторический комплекс аркадных домов «Шансяньфан» в центре Шанхая недавно пал жертвой реновации. Пять лет назад город передал права на использование земли застройщику, и тот обнародовал план превратить комплекс в бутик-отели и магазины. Жильцов принудительно выселили, а половину охраняемых государством зданий снесли, оставив лишь фасады вдоль улицы. Но в наши дни шила в мешке не утаишь; любители архитектурного наследия подняли шум в интернете. В ответ на это эксперты застройщика заверили прессу, что снесенные здания не разрушили, а «бережно разобрали» и собираются вернуть на место по завершению строительства четырнадцатой ветки метро и многоэтажного небоскреба.

Фасад комплекса до начала сноса. Источник: 汤德伟 (2009)
Фасад комплекса до начала сноса. Источник: 汤德伟 (2009)

“Квартал почитания мудрецов» · 尚贤坊

Адрес: 358 Middle Huaihai Road (открыть в baidu map)
Годы постройки: 1921-1924
Нынешнее состояние: частично снесен, в процессе реновации

Комплекс «Шансяньфан» (尚贤坊), выстроенный в 1921–1924 годах, славен не только своей необычной архитектурой, в которой параллельные ряды двухэтажных таунхаусов украшены лепниной в стиле барокко. Название комплекса «Квартал почитания мудрецов» содержит намек на изначальное использование участка: здесь в начале 20-го века находился образовательный центр для китайской элиты.

Вид сзади квартала, показывающий разрушение. Источник: 话匣子 news.qq.com
Вид сзади квартала, показывающий разрушение. Источник: 话匣子 news.qq.com
Рендеринг квартала после реновации. Источник: 上观新闻
Рендеринг квартала после реновации. Источник: 上观新闻

С момента своего появления в Шанхае в середине 19-го века иностранные миссионеры активно искали рычаги воздействия на умы и души китайской нации. Для этого они создавали не только церкви и часовни, но и многочисленные школы и колледжи. Далеко не всегда это был процесс односторонней пропаганды западных ценностей: популярность иностранных учреждений вроде Института Лоури, Колледжа Св. Иоанна и университета «Аврора» подстегивала создание национальных академий вроде Академии «Лунмэнь».

Гилберт Рид отмечает свое 50-летие в окружении любимой им элиты. Источник: minguotupian.com
Гилберт Рид отмечает свое 50-летие в окружении любимой им элиты. Источник: minguotupian.com
Гилберт Рид с семьей и слугами. Источник: qpic.com
Гилберт Рид с семьей и слугами. Источник: qpic.com

В 1894 году в Шанхай приехал американец Гилберт Рид (Gilbert Reid; 1857–1927). Проведя десять лет в провинции Шаньдун в составе пресвитерианской миссии, он убедился, что приезжие проповедники так и не стали авторитетами для масс; эта роль была жестко закреплена за местными учеными мужами, конфуцианскими интеллигентами. Рид решил, что для популяризации прогресса и улучшения взаимопонимания между нациями необходимо целевое воздействие на элиту Китая. Для этого он заручился поддержкой столичных чиновников и основал образовательный центр для китайской элиты. По-английски заведение носило расплывчатое название International Institute of China (Китайский международный институт), а по-китайски – «Шансяньтан» (尚贤堂; Дом почитания мудрецов).

Карта 1918 года, институт обведен. Источник: Library of Congress
Карта 1918 года, институт обведен. Источник: Library of Congress
Экипажи перед мемориальным залом имени Лоу в день открытия института. Источник: Prospectus of the International Institute of China
Экипажи перед мемориальным залом имени Лоу в день открытия института. Источник: Prospectus of the International Institute of China

В ноябре 1903 года Рид купил большой участок во Французской концессии, а через три года Китайский международный институт торжественно открылся в новом трехэтажном здании, стоящим в конце просторного сада с газоном. Здание института называлось Low Memorial Hall в честь главного спонсора учреждения, китайского бизнесмена из Нью-Йорка по имени W. G. Low. На церемонии открытия присутствовали иностранные коммерсанты с супругами и местное руководство. Так как китайские чиновники не могли прийти с женами (приличным женщинам все еще запрещалось появляться на публике), то начальство позволило им пригласить куртизанок.

Культурный диссонанс на открытии института; куртизанки и сутенерши рядом с джентльменами и дамами
Культурный диссонанс на открытии института; куртизанки и сутенерши рядом с джентльменами и дамами. Источник: неизвестен
Светский раут на лужайке перед институтом. Источник: Prospectus of the International Institute of China
Светский раут на лужайке перед институтом. Источник: Prospectus of the International Institute of China

Повернувшись спиной к бедным и неграмотным и побратавшись с богатыми и влиятельными, Рид вызвал неодобрение соратников по вере. Полному разрыву с пресвитерианской миссией способствовали также его еретические взгляды: Рид утверждал, что Конфуций был такой же пророк на востоке, как Иисус на западе. Освободившись от доктрин, Рид посвятил себя превращению Китайского международного института в «центр просвещения и либерального влияния на мандаринов и интеллектуалов».

Логотип института с девизом "Все люди – братья". Источник: Prospectus of the International Institute of China
Логотип института с девизом “Все люди – братья”. Источник: Prospectus of the International Institute of China
Студенты института. Источник: minguotupian.com
Студенты института. Источник: minguotupian.com

Институт действительно стал популярной площадкой для деловых встреч, фуршетов и нетворкинга среди промышленных и финансовых элит города. По воскресеньям на кампусе проводились открытые лекции, где выступали общественные деятели, ученые и даже влиятельные буддисты. Темы лекций, как правило, затрагивали разницу и сходство между востоком и западом как на уровне общих понятий, так и в мелочах вроде культуры ношения очков.

Прием в институте. Источник: minguotupian.com
Прием в институте. Источник: minguotupian.com
Резиденция руководителя института. Источник: Prospectus of the International Institute of China
Резиденция руководителя института. Источник: Prospectus of the International Institute of China

Но несмотря на амбиции бессменного руководителя, успех Китайского международного института был лишь частичным. Политический климат на закате китайской империи был сложен, и среди элит не было единства. Риду приходилось с одной стороны демонстрировать лояльность имперскому правительству в Пекине, а с другой ублажать шанхайских спонсоров института, выступавших за свержение императора и создание республики. После смены режима в 1911 году в Шанхае и вовсе наступил политический хаос. Репутацию института сильно подпортили про-германские и анти-американские высказывания Рида во время Первой мировой войны, за что его даже выслали в Манилу, а Международный институт закрыли на три года.

Фасад комплекса в 1948 году во время восстания танцовщиц. Источник: Jack Birns
Фасад комплекса в 1948 году во время восстания танцовщиц. Источник: Jack Birns

Вернувшись в Шанхай в 1921 году, Рид отдал под застройку лужайку перед институтом, простиравшуюся до Авеню Жоффр (Middle Huaihai Road). На участке вырос жилой комплекс “Шансяньфан”, донесший китайское название института до наших дней. Несмотря на доходы от аренды, к моменту смерти Рида в 1927 году финансирование института истощилось и после пышных похорон члены совета директоров отдали и сами здание под обустройство больницы. В годы коммунизма в старом здании располагался отель «Суншань» (嵩山饭店), а в начале 2000-х его снесли; теперь же дошла очередь и до бывших доходных домов.

Бывший Международный институт в качестве отеля в 1980-е годы. Источник: weibo.com
Бывший Международный институт в качестве отеля в 1980-е годы. Источник: weibo.com
Одна из шикумэнных дверей в комплексе. Источник: flickr whisperjuly wu
Одна из шикумэнных дверей в комплексе. Источник: flickr whisperjuly wu

Для заглавной иллюстрации использовано фото одного из спонсоров института —господина Гуан — на приеме. Источник: minguotupian.com

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *