Китайское отделение «Христианского союза молодых людей» – модный приговор по-китайски

Урок боевых искусств в спортзале ХСМЛ (с) minguotupian.com

Высотное здание с традиционной китайской крышей, стоящее на кромке Народной площади, часто обращает на себя внимание туристов. Это китайское отделение «Христианского союза молодых людей», выстроенное в 1931 году. Его гибридный облик был плодом попыток поженить восточную и западную эстетику, но они привели к расколу между ведущими архитекторами Шанхая.

Фасад здания в наши дни. Источник: 汤德伟_2009 via sina.com
Фасад здания в наши дни. Источник: 汤德伟_2009 via sina.com

Китайское отделение «Христианского союза молодых людей»

Адрес: 123 Xizang South Road (открыть в baidu map)
Годы постройки: 1931
Нынешнее состояние: ХСМЛ / отель

Бульвар Монтиньи (ныне Tibet Road) и здание ХСМЛ. Источник: Virtual Shanghai
Бульвар Монтиньи (ныне Tibet Road) и здание ХСМЛ. Источник: Virtual Shanghai

Англо-американская молодежная организация ХСМЛ перенесла свою деятельность в Китай в 1900 году по инициативе влиятельных китайских протестантов вроде Чарли Суна, отца революционной вдовы Сун Циньлин. Продолжая традицию зарубежной организации, китайское отделение ХСМЛ ставило своей целью помощь молодежи, переезжавшей из глубинки в Шанхай. Считалось, что первые 24 часа в большом городе определяют траекторию всей карьеры, поэтому ХСМЛ предоставлял китайским юношам недорогое общежитие и способствовал их интеграции в жизнь мегаполиса. Членство в ХСМЛ не зависело от происхождения и вероисповедания, но от молодых людей требовались хорошие рекомендации и регулярные взносы.

Архитектурный рисунок здания. Источник: The China Press (20-08-1931)
Архитектурный рисунок здания. Источник: The China Press (20-08-1931)

Китайский ХСМЛ проводил научно-популярные лекции, предлагал уроки музыки и живописи, и был известен как кузница спортивных кадров, так как здесь традиционно уделялось много внимания состязаниям в командных видах спорта. Религиозная составляющая тоже ненавязчиво маячила на фоне всех программ. ХСМЛ знакомил молодых китайцев с протестантским мировоззрением (установка «Помоги себе сам») и служил входным этапом в мир «белых воротничков» Шанхая. Среди филиалов ХСМЛ в Шанхае существовало также иностранное отделение, обслуживавшее американских туристов, матросов и иностранных клерков.

Первые здания китайского ХСМЛ, построенные в 1910-х годах в северной части делового центра Шанхая, все еще стоят на Sichuan Road и Middle Jiangxi Road. К концу 1920-х годов с ростом популярности организации они стали слишком малы. Чтобы сделать более удобным доступ к программам ХСМЛ для населения китайского города и Французской концессии, было решено построить новый центр на краю Ипподрома, на территории Французской концессии.

Архитектор Ли Цзинпэй за рабочим столом 1930-е годы. Источник: Lee Family Archive via nytimes.com
Архитектор Ли Цзинпэй за рабочим столом 1930-е годы. Источник: Lee Family Archive via nytimes.com

Над проектом работало трио китайских архитекторов. Во главе команды стоял Ли Цзинпэй (Poy Gum Lee李锦沛), родом из Нью-йоркского чайна-тауна. Ли учился архитектуре в Нью-Йорке, Бостоне и Детройте, а в 1923 году приехал в Шанхай, где стал ведущим штатным архитектором ХСМЛ. Роберт Фань (Fan Wenzhao范文照) и Чжао Шэнь (Zhao Shen赵深), оба родом из Китая, обучались архитектуре в штате Пенсильвания.

Здание китайского ХСМЛ и карта с обозначением нового и старого адресов. Источник: minguotupian.com
Здание китайского ХСМЛ и карта с обозначением нового и старого адресов. Источник: minguotupian.com

В мае 1930 года на пустом участке возле развлекательного центра «Великий мир» нескольких сотен собравшихся наблюдали за закладкой краеугольного камня нового здания ХСМЛ, обещавшего стать «одним из лучших молодежных центров на Дальнем Востоке». В благодарность за создание важного общественного объекта руководство Французской концессии выделило ХСМЛ 20,000 серебряных долларов из налоговых сборов от собачьих бегов на Канидроме и букмекерских контор в «Аудиториуме».

Банк Шанхая на первом этаже здания. Источник: minguotupian.com
Банк Шанхая на первом этаже здания. Источник: minguotupian.com

Архитектура ХСМЛ считалась важным фактором в эстетическом воспитании молодежи. Чтобы передать гармонию протестантских ценностей и китайских реалий, облик нового здания нарочито сочетал элементы современной западной и традиционной китайской архитектуры. Очертания фасада походили на пекинские ворота Цяньмэнь, а убранство кафе на верхних этажах было выполнено в пестром маньчжурском стиле. На первом этаже разместились два отделения банков и бассейн, выше были конторы, бильярдная, лекторий, выставочный зал; далее на пяти этажах находилось общежитие на 230 мест, а выше – кафе и клубные помещения.

Расписной потолок в здании. Источник: shjwqy.com
Расписной потолок в здании. Источник: shjwqy.com
Фасад в наши дни. Источник: mafengwo.net
Фасад в наши дни. Источник: mafengwo.net

Девятиэтажное здание, открывшееся в конце 1931 года, стало первой ласточкой в череде высотных зданий в стиле, названном впоследствии «китайским ренессансом». Но за время работы над проектом один из авторов, Роберт Фань, разочаровался в гибридной эстетике. Он вышел из проекта и сконцентрировался на зданиях в строгом модерновом стиле, руководствуясь принципом «сперва наука, потом украшательство». Одним из известных проектов Фаня является кинотеатр «Мажестик» в международном стиле ар-деко.

Вход в зал на втором этаже. Источник: heritage-architectures.com
Вход в зал на втором этаже. Источник: heritage-architectures.com
Сочетание китайских символов жу-и и облаков с западными вязанками. Источник: heritage-architectures.com
Сочетание китайских символов жу-и и облаков с западными вязанками. Источник: heritage-architectures.com

Его старший коллега Ли Цзинпэй оказался более всеядным. На волне успеха китайско-западной эклектики он продолжал создавать похожие здания, одним из которых является женское отделение ХСМЛ на Yuanmingyuan Road. Ли приложил руку практически ко всем сооружениям ХСМЛ в Китае. Не дожидаясь прихода к власти коммунистов, он покинул Китай и хотел было поставить жирную точку на «небоскребах в китайских шляпах» и перейти к модернизму. Но в родном Нью-йоркском чайна-тауне модернизм ассоциировался с убогой коммунистической архитектурой, а пышный китайский стиль был в почете. В угоду соотечественникам Ли трудился в чайна-тауне до 1968 года, создав десятки особняков и многоквартирных домов «с китайскими характеристиками», с помпезными загнутыми карнизами, глянцевой плиткой на крышах и красочными орнаментами на фронтонах.

Интерьер здания. Источник: shjwqy.com
Интерьер здания. Источник: shjwqy.com

Китайское отделение ХСМЛ в Шанхае было не только площадкой для лекций и спортивных соревнований, но и для культурных событий, и даже свадеб. Остался в стенах здания и небольшой русский след. В ноябре 1932 года здесь состоялась выставка картин Камиллы Альбертовны Бенуа, жены генерала Д. Л. Хорвата. Пресса хвалила ее портреты и пейзажи и особенно зарисовки улиц Пекина. А в марте 1936 года на банкете в ХСМЛ в честь создания Общество китайско-советских культурных связей собралась весьма странная компания: советский консул И. И. Спильванек, артист оперы Мэй Ланьфан и бандитский банкир Ду Юэшен.

К. А. Хорват. Источник: artrz.ru
К. А. Хорват – художница и жена генерала. Источник: artrz.ru

При коммунистах ХСМЛ выпал из фавора властей, и здание стало гостиницей, но уже в 1978 году оно вернулось под контроль Христианского союза молодежи, который все же пустил крепкие корни в Китае. ХСМЛ до сих пор занимает часть здания, а большая часть помещений используется как отель.

Здание в наши дни. Источник: mafengwo.net
Здание в наши дни. Источник: mafengwo.net

Для заглавной иллюстрации использовано фото урока боевых искусств в спортзале ХСМЛ. Источник: minguotupian.com

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *