Секреты построения неуставных отношений в Канаде. Amway и 关系

Одним из ключевых элементов китайского общества, один из китов, которые держат всё и которые являются двигателем прогресса в Китае, есть социальные связи, они же 关系 (guānxì). Грустно это или же это нормальный элемент любого современного общества — судить не мне. Но факт остаётся фактом, многое зависит от того, кого ты знаешь, и кто знает тебя. И как выудить из этого обоюдного знания обоюдную выгоду — вот, что важно для китайского (да и, пожалуй, любого другого) общества. В этой статье я хотел бы рассказать о том, как современные китайские студенты, учащиеся за границей пытаются построить эти самые неуставные отношения. Методологию смотри ниже.

В 60-е годы ушедшего века был у практичных китайцев (уверен, что у непрактичных он тоже был, но вот с его трансформацией из эмпирики в практику возникали проблемы) список того, что хорошо было бы иметь каждой молодой семье. Список этот, как правило, состоял из трех вещей, обязательных для обладания, с течением времени он менялся в сторону всё большей прагматичности. По версии весна-лето 1960 года этот перечень целей выглядел следующим образом: успешный кандидат на руку любой более-менее красивой и статусной нимфетки должен был обладать зарплатой, соизмеримой с 60 $ США в национальной валюте; отдельной жилплощадью, чтобы после таинства брака не жить с тещей и тестем (или родителями, что нередко ничуть не лучше) под одной крышей; и последний, наиболее «статусообразующий» пункт – некие 海外关系 (hǎiwài guānxi).

Говоря просто, 海外关系 – это «тяги за бугром» или, ещё проще, наличие знакомых за границей. На тот момент это было нужно для того, чтобы щегольнуть буржуйскими погремушками во время праздника коммунизма. Имея хорошего знакомого за границей в 60-70-е годы можно было покорить любую красавицу, пригласив её домой послушать западные пластинки на стереопроигрывателе! Появлялась возможность получить доступ к модной заграничной одежде, например, фирменным джинсам, новейшей бытовой технике, возможно, турпоездкам и прочим заграничным ништякам. Не забываем, что на дворе 70-е годы — культурная революция гремит, и смельчак, который попытается мылиться на запад, имеет нефиговые шансы в лучшем случае прокатиться по турпутевке в молодежно-пенсионный оздоровительный лагерь годков на 10-15, либо же… Короче, иметь знакомства на западе или же в Европе, было престижно, хоть и опасно. Шпионский роман прямо выходит, но есть подозрение, что молодые и задорные китайские крестьянки имели некий трепет перед опасными парнями с опасными связями.

Время поменялось. Наличие этих самых «гуаньсей» за границей уже не является необходимостью или крутостью. Скорее наоборот, если у кого-то нет приятелей в америках-канадах, то он сельский лошок, простите уж за простонародный оборотец. Теперь поехать за границу особого труда не составляет, был бы загранпаспорт. А купить что-либо — так вообще раз плюнуть, благо есть eBay и Taobao. Но, тем не менее, китайская молодежь за границей всеми силами пытается завязать полезные знакомства и развить их. Мало ли что, в хозяйстве пригодится. В этой статье я хотел бы поговорить о том, как современная китайская молодежь за границей заводит полезные контакты.

Как известно, успех во многом определяется не уровнем образования, интеллектуальными способностями или же другими переменными. Всё может быть, да и есть, гораздо прозаичней — из какой семьи ты вышел, кто твой папа и кого ты знаешь? Прямо брачные танцы молодых тюленей на сельской дискотеке – «Слышь, а ты откуда будешь? А Толстого (小胖子 xiǎopàngzi) знаешь? А, ну раз знаешь, то давай вместе лохов кидать/чифаньку открывать». Для человека с западным образованием это может показаться диким и неэффективным. Где же идеи меритократии, где же та самая власть достойных? Ан нет, Восток, Петруха, — дело тонкое, и трепетное отношение к личным связям в Китае, тонсюэмэнам (同学们 tóngxuémen — одногруппники, товарищи) и прочим не тема для обсуждения. Культурный релятивизм в действии, что тут скажешь.

Так как я учусь в Канаде, а, как многие знают, процент китайских студентов в вузах Ванкувера и Торонто около 40 (что крайне дофига), визуально же тянет на все 85, то имею возможность наблюдать за «интересностями» в поведении «позолоченной китайской молодёжи». Стоит упомянуть, что иностранные студенты-китайцы в большинстве своём учат в университетах бизнес с разными ответвлениями – Finance, Accounting, HR. Но так же стоит отметить, что для того, чтобы поступить на бизнес специальность (в западных вузах major (специальность) декларируется не сразу, а после набора определенного количества предметов и среднего балла, по ним полученного), нужно набрать средний бал в 3.1 из 4.2 возможных за первый год обучения. Это не так-то просто, даже с зашкаливающими по канадским меркам китайским упорством и трудолюбием, поэтому не все китайцы поступают на бизнес.  Многие читатели Магазеты были международными студентами в Китае и знают всю подноготную системы обучения в Китае и разные «объективные факторы». Так что те, кто не поступил на бизнес, идут на экономику – там надо иметь всего 2.0. Но тут стоит отметить, что сразу после зачисления на отделение бизнеса, у поступивших туда средний балл сразу же, на радостях (читай отходняках) падает до 2.3-2.6, ибо после зачисления попереть со специальности  уже не могут, для этого надо очень сильно постараться.

Ну так вот, среди студентов специальности бизнес, многие пытаются реализовать различные бизнес-начинания ещё будучи студентами с помощью папиных щедрых инвестиций. Чаще всего, студенты пытаются крутиться, начиная со всем известного 安利 (ānlì) – Amway и иже с ними.

Часто рекламные встречи подобных организаций камуфлируют под различные мотивационные семинары и презентации. Так вот на одну из подобных встреч-семинаров я был приглашён одним моим китайским товарищем. Эта встреча была в одной из аудиторий универа (что говорит о том, что они пробили это через какой-то студенческий клуб, ибо снять за деньги помещение в универе нельзя, но можно забронировать аудиторию через какой-то студенческий клуб, либо универский департамент). Официальной темой встречи была «Личная эффективность и важность коуча (англ. coaching — обучение, тренировки) в личностном росте». Выступающим был какой-то невнятный мужичонка, говоривший банальные вещи, но представленный при этом известным бизнес-коучем, ментором и владельцем газет-пароходов. Однако, когда я задал ему прямой вопрос о том, какие у него бизнесы, чем он занимается, и где можно ознакомиться с их вебсайтами и продукцией, он вопрос как-то быстро смял, так и не ответив ничего конкретного. Примечательно, что дядя этот ну совсем как Цукерберг или Трамп не выглядел. Я бросил взгляд на его руки и понял, что-то тут не то. Ну да ладно, история не об этом. Около 90 процентов людей на этой встрече были китайцами — с юга ли, севера, Гонконга, Тайваня или Малайзии — роли не играет, главное, что все были китайцами. Помню, стоял со знакомым, болтал, как тут ко мне подходит сзади одна особа и говорит «Ой, а что это такое у тебя написано на рюкзаке? Я не все иероглифы прочитать могу.» Я ей говорю, это 極真会 – киокушинкай, мол это по-японски. Потом она очень обрадовалась, узнав что у меня папа китаец, начала телефон свой давать и на следующую встречу приглашать. Ну, я -то что? Я ничего, не стал девушку обижать — телефон записал, сказал, как время будет позвоню, чайку погоняем.

После лекции и вопросов, слушатели начали общаться друг с другом, активно обмениваться телефонами-визитками-фейсбуками, что очень сильно напомнило какой-нибудь семинар по social networking. После всего этого попросили остаться только членов executive team, которые якобы должны были убрать зал, а на самом деле, проанализировать итоги и обменяться самыми важными контактами.

Ну да ладно, встреча встречей, интересный опыт. Но где-то через недельку звонит мне всё тот же приятель, который пригласил меня на предыдущую встречу, и приглашает на новую, сказав, что заедет завтра. Встретились, забрали ещё какого-то его приятеля китайца и поехали на место дислокации. Проходил семинар на этот раз уже не в универе, а где-то на городских выселках, до которых на машине ехать надо было часа полтора. Тема семинара на это раз была про здоровый образ жизни, причем опять, у меня произошел когнитивный диссонанс. Объясню — дело в том, что кроме идей о правильном питании там впаривалась идея записаться в какой-то спортклуб к какому-то якобы крутому тренеру. Тренер во время презентации своего клуба гордо вышел и спросил «А вот кто из вас сможет отжаться от пола 30 раз? А вот через три месяца занятий со мной вы сможете делать это легко!», при этом гордо выставив вперед ногу и расправив грудь объёмом сантиметров 35-40 в обхвате. Чему такой мальчик может научить, и на кого направлены рекламные фокусы с 30 отжиманиями, мне было мало понятно. Зато во время самой встречи, активно впаривали и продавали какие-то добавки для похудения, заменители еды и прочий «гербалайф» подобных фирм. После всей этой чепухи опять был час времени для того, чтобы все участники перезнакомились. Хотя, что интересно, на второй встрече были все те же люди, что и на первой, с небольшими вариациями. Также стоит отметить, что перед входом в зал была улыбчивая девушка, которая просила всех входящих заполнить небольшую анкету, в которой требовалось обозначить свое имя, имя человека, по приглашению которого вы сюда попали, и ваш мэйл. Прямо какой-то Пиквикский клуб.

На обратном пути в машине меня поставили в тупик вопросом: «А ты понимаешь, что тут на самом деле делают?». И тут мне начали объяснять. Оказывается, что все люди, присутствовавшие на встрече, или большинство их — международные студенты. Международные студенты в Канаде, как правило, дети богатых родителей, имеющих деньги отправить чадо учиться в Ванкувер, и, соответственно, в Китае могущих достаточно многое. Также, скорее всего, по возвращении в Китай, дети будут заниматься семейным бизнесом, и созданные в Канаде добрые отношения с такими же буратинками будут полезны обеим сторонам. Вот и клепают гуаньси, пока есть время.

Фото аватара

Автор: Алекс Су

Родился 20 июля от чистокровной русской матери (родившейся в свою очередь в Берлине) и отца китайца. Имеет семейное китайское имя — 苏小龙 (но его предпочитаю не использовать, так как с моей славянской физиономией оно вызывает много вопросов). В семье китайский не учил — так как отец желания его преподавать не проявлял, что привело в Китай в 北京外国语大学.Закончил университет — по специальности политология, с 2010 года живу и учусь в Ванкувере в Simon Fraser University по специальности международные отношения со специализацией по Китаю . На данный момент является представителем студенческого самоуправления при факультете Востоковедения в Simon Fraser Univeristy