На прошлой неделе в 57-й раз открылась крупнейшая выставка современного искусства — Венецианская биеннале. Китайский павильон, чьим куратором выступил знаменитый современный художник Цю Чжицзе, поддержал лозунг выставки «Да здравствует живое искусство» (Viva Arte Viva) своей экспозицией «Континуум — из поколения в поколение» (Continuum – Generation by Generation). Магазета попыталась разобраться, в чем заключается китайский рецепт вечной молодости искусства и почему современные художники обращаются к 5000-летней традиции?
На китайском название экспозиции национального павильона звучит более лаконично — буси (不息). Однако за этой краткостью скрывается глубокая философская концепция бесконечности трансформации и рождения нового (生生不息). Ведь где-где, а в Китае современное искусство питается многовековыми традициями, хотя и не всегда спешит в этом признаться.
В подтверждение бесконечности перерождения куратор павильона Цю Чжицзе не просто предложил художникам-участникам «продемонстрировать» переосмысление китайских классических текстов в современном искусстве: он пригласил в рабочую группу двоих представителей актуального арта и двоих мастеров традиционных техник: Тан Наньнаня (汤南南), У Цзяньаня (邬建安), Ван Тяньвэня (汪天稳) и Яо Хуэйфэнь (姚惠芬).
Яо Хуэйфэнь — мастер сучжоуской вышивки: ей потребовалась более двадцати лет практики, чтобы познать секреты этого древнего ремесла. Основными средствами художественного выражения Тан Наньнаня являются фотография, видео, инсталляция и традиционная живопись. У Цзяньань, самый молодой член китайской команды, для своих экспериментальных работ использует традиционную технику вырезания из бумаги, когда Ван Тяньвэй является прославленным мастером театра теней — искусства, история которого насчитывает более 1700 лет.
Совместно они попытались переосмыслить две классические работы художников эпохи Сун — «Игры со скелетом» (骷髅幻戏图) Ли Суна и «12 образов воды» (水图) Ма Юаня, а также две басни — «Как старик передвинул гору» ( 愚公移山) и «Как Цзинвэй засыпала море» (精卫填海). Одной из главных работ экспозиции и результатом этого тотального фьюжна стала механизированная постановка театра теней.
Китайское искусство не является независимым творчеством отдельных смертных художников, но коллективным созиданием на протяжении нескольких тысячелетий. Китайский художник никогда не работает в вакууме — он находится в постоянном диалоге не только и не столько со своими современниками, а со своими предшественниками, обращаясь к ним в своих текстах и визуальных работах. Так, как часть экспозиции на выставке представлены «родословные» мастерства художников, в которых прослеживаются связи учителей и учеников на протяжении нескольких веков.
Для заглавной иллюстрации использовано фото designboom.
Другие публикации о современном искусстве в Китае
Инь Сючжэнь: как сшить произведение искусства из ста кг одежды?
Ай Вэйвэй против
Цуй Жучжо — патриот и самый дорогой художник Китая
Ван Гуанъи: очеловечивая Мао
«Лестница в небо» Цай Гоцяна
Ян Шаобинь: искусство подворотен шахтерского городка
Шанхайская биеннале 2016
Цзэн Фаньчжи: искусство маскировки
Собрание светлячков: художественная акция в старом шанхайском квартале
Сюй Бин: игры со словами
Суй Цзяньго: искусство, которое нельзя продать
Люй Шэнчжун: традиционное искусство в современном Китае
Фан Лицзюнь: между небом и землей
Янь Лэй: искусство на «аутсорсе»
Супер! Мне очень нравится! Удачи Ма-газете и ма-газетятам!
Спасибо, что читаете. И это действительно отличная работа китайской команды на биеннале