21 декабря в 2011 ушел из жизни Му Синь (木心 Mu Xin) – писатель, поэт и художник, творческий путь которого передает невозмутимую свободу мысли и силу воли людей, переживших драматические изгибы в истории Китая XX века.
Му Синь (оригинальное имя – Сунь Пу 孙璞,) родился в 1927 г. в городе Учжэнь (провинция Чжэцзян) в аристократической семье. Дома получил классическое китайское образование, но уже в юные годы заинтересовался античной литературой и западной гуманистической мыслью, с которой познакомился в кабинете своего дальнего родственника – известного писателя и общественного деятеля Мао Дуня (茅盾).
В конце 40-х Му Синь обучался технике масляной живописи в двух важных центрах модернистского искусства в Китае – в Шанхайской специальной школе живописи (上海美术专科学校) и затем у Линь Фэнмяня (林风眠) в Государственной ханчжоуской специальной школе искусств (国立杭州艺术专科学校).
После основания КНР преподавал живопись и музыку в средней школе, служил работником искусства, в частности участвовал в разработке плана строительства «Десяти великих построек» (十大建筑) в конце 50-х и др. В свободное время Му Синь погружался в свое в искусство, далекое от идеологии – писал стихи, новеллы, пьесы, занимался живописью.
Однако о творчестве того времени нам почти ничего не известно – его литературные труды, включая 21 рукопись и около 500 живописных работ были уничтожены в 1966 году, когда разразилась Культурная революция.
Как и в биографиях многих представителей китайской интеллигенции, переживших Культурную революцию, этот трагический период выделяется «белым пятном» и в биографии Му Синя. Из некоторых источников известно, что между 1971-1973 г. Му Синь провел около восемнадцати месяцев в одиночной камере в одном из Шанхайских бомбоубежищ, служившим «народной тюрьмой». Несмотря на отсутствие физической свободы и угрозу наказания он продолжал писать.
На листах бумаги, которая раздавалась заключенным для составления самокритики, Му Синь вел свой вымышленный диалог с мыслителями Востока и Запада, которые всегда его духовно подпитывали. Эти листы писатель прятал в подкладке своей тюремной одежды.
В конце 70-х годов многих представителей интеллигенции реабилитировали. Му Синя же ожидал двухлетний домашний арест. Сохранить достоинство и гуманистическое отношение к жизни снова помогло искусство. С 1977-79 гг. в заключении было создано более тридцати пейзажных работ, выполненных тушью и гуашью на бумаге «сюанчжи».
После освобождения в 1982 г. Му Синь иммигрировал в Америку, где проживет следующие тридцать лет. Именно за границей к нему пришло признание.
Начиная с 80-х годов его литературные произведения и статьи начали печатать в Европе, США, Гонконге и на Тайване. В 2002 г., когда Му Синю исполнилось 76 лет, состоялась его первая выставка в США, включающая вывезенные из Китая «тюремные записки» и пейзажи, сделанные в заключении. Многие из свитков вошли в коллекцию музея Йельского университета.
В 2006 г. Му Синь вернулся в родной Учжэнь, где оставался верен искусству до последнего дня.
Бесценные кадры с участием Му Синя можно увидеть в документальном фильме «Notes from the Underground».