Исторический комплекс аркадных домов «Шансяньфан» в центре Шанхая недавно пал жертвой реновации. Пять лет назад город передал права на использование земли застройщику, и тот обнародовал план превратить комплекс в бутик-отели и магазины. Жильцов принудительно выселили, а половину охраняемых государством зданий снесли, оставив лишь фасады вдоль улицы. Но в наши дни шила в мешке не утаишь; любители архитектурного наследия подняли шум в интернете. В ответ на это эксперты застройщика заверили прессу, что снесенные здания не разрушили, а «бережно разобрали» и собираются вернуть на место по завершению строительства четырнадцатой ветки метро и многоэтажного небоскреба.
«Квартал почитания мудрецов» · 尚贤坊
Адрес: 358 Middle Huaihai Road (открыть в baidu map)
Годы постройки: 1921-1924
Нынешнее состояние: частично снесен, в процессе реновации
Комплекс «Шансяньфан» (尚贤坊), выстроенный в 1921–1924 годах, славен не только своей необычной архитектурой, в которой параллельные ряды двухэтажных таунхаусов украшены лепниной в стиле барокко. Название комплекса «Квартал почитания мудрецов» содержит намек на изначальное использование участка: здесь в начале 20-го века находился образовательный центр для китайской элиты.
С момента своего появления в Шанхае в середине 19-го века иностранные миссионеры активно искали рычаги воздействия на умы и души китайской нации. Для этого они создавали не только церкви и часовни, но и многочисленные школы и колледжи. Далеко не всегда это был процесс односторонней пропаганды западных ценностей: популярность иностранных учреждений вроде Института Лоури, Колледжа Св. Иоанна и университета «Аврора» подстегивала создание национальных академий вроде Академии «Лунмэнь».
В 1894 году в Шанхай приехал американец Гилберт Рид (Gilbert Reid; 1857–1927). Проведя десять лет в провинции Шаньдун в составе пресвитерианской миссии, он убедился, что приезжие проповедники так и не стали авторитетами для масс; эта роль была жестко закреплена за местными учеными мужами, конфуцианскими интеллигентами. Рид решил, что для популяризации прогресса и улучшения взаимопонимания между нациями необходимо целевое воздействие на элиту Китая. Для этого он заручился поддержкой столичных чиновников и основал образовательный центр для китайской элиты. По-английски заведение носило расплывчатое название International Institute of China (Китайский международный институт), а по-китайски – «Шансяньтан» (尚贤堂; Дом почитания мудрецов).
В ноябре 1903 года Рид купил большой участок во Французской концессии, а через три года Китайский международный институт торжественно открылся в новом трехэтажном здании, стоящим в конце просторного сада с газоном. Здание института называлось Low Memorial Hall в честь главного спонсора учреждения, китайского бизнесмена из Нью-Йорка по имени W. G. Low. На церемонии открытия присутствовали иностранные коммерсанты с супругами и местное руководство. Так как китайские чиновники не могли прийти с женами (приличным женщинам все еще запрещалось появляться на публике), то начальство позволило им пригласить куртизанок.
Повернувшись спиной к бедным и неграмотным и побратавшись с богатыми и влиятельными, Рид вызвал неодобрение соратников по вере. Полному разрыву с пресвитерианской миссией способствовали также его еретические взгляды: Рид утверждал, что Конфуций был такой же пророк на востоке, как Иисус на западе. Освободившись от доктрин, Рид посвятил себя превращению Китайского международного института в «центр просвещения и либерального влияния на мандаринов и интеллектуалов».
Институт действительно стал популярной площадкой для деловых встреч, фуршетов и нетворкинга среди промышленных и финансовых элит города. По воскресеньям на кампусе проводились открытые лекции, где выступали общественные деятели, ученые и даже влиятельные буддисты. Темы лекций, как правило, затрагивали разницу и сходство между востоком и западом как на уровне общих понятий, так и в мелочах вроде культуры ношения очков.
Но несмотря на амбиции бессменного руководителя, успех Китайского международного института был лишь частичным. Политический климат на закате китайской империи был сложен, и среди элит не было единства. Риду приходилось с одной стороны демонстрировать лояльность имперскому правительству в Пекине, а с другой ублажать шанхайских спонсоров института, выступавших за свержение императора и создание республики. После смены режима в 1911 году в Шанхае и вовсе наступил политический хаос. Репутацию института сильно подпортили про-германские и анти-американские высказывания Рида во время Первой мировой войны, за что его даже выслали в Манилу, а Международный институт закрыли на три года.
Вернувшись в Шанхай в 1921 году, Рид отдал под застройку лужайку перед институтом, простиравшуюся до Авеню Жоффр (Middle Huaihai Road). На участке вырос жилой комплекс «Шансяньфан», донесший китайское название института до наших дней. Несмотря на доходы от аренды, к моменту смерти Рида в 1927 году финансирование института истощилось и после пышных похорон члены совета директоров отдали и сами здание под обустройство больницы. В годы коммунизма в старом здании располагался отель «Суншань» (嵩山饭店), а в начале 2000-х его снесли; теперь же дошла очередь и до бывших доходных домов.
Для заглавной иллюстрации использовано фото одного из спонсоров института —господина Гуан — на приеме. Источник: minguotupian.com
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.