«Нынешний Шанхай все так же погряз в язычестве, как и 60 лет назад»

Бывшая школа для девочек, нынче школа №8 (с) 我爱波音哈 wikipedia.org

В южной части центрального Шанхая неподалеку от рампы моста Наньпу берет свое начало скоростная дорога Lujiabang Road. Она проходит между двумя большими школами, на территории которых старинные здания соседствуют с современными. Вблизи одной из школ стоит небольшой храм из красного кирпича – церковь «Чистого сердца». Эти школы и церковь – преемницы религиозно-образовательного центра, созданного пресвитерианскими миссионерами в 19-м веке.

Здание бывшей школы для девочек. Источник: Stoney Zhang 基诺Genovision
Здание бывшей школы для девочек. Источник: Stoney Zhang 基诺Genovision

Церковь «Чистого сердца» и миссионерские школы | 清心堂、清心女中、清心男中

Адрес: 30 Dachang Road, 650 Lujiabang Road, 597 Lujiabang Road (открыть в baidu map)
Годы постройки зданий: 1923-1933
Нынешнее состояние: церковь и муниципальные школы

Старая часовня и колокольня у Южных ворот. Источник: Tuhua Xinbao 图画新报 (1881)
Старая часовня и колокольня у Южных ворот. Источник: Tuhua Xinbao 图画新报 (1881)
Фото старой часовни из юбилейного школьного альбома начала 1940-х годов. Источник: sina user 陈蓉生牧师著作
Фото старой часовни из юбилейного школьного альбома начала 1940-х годов. Источник: sina user 陈蓉生牧师著作

Пресвитерианцы попали в Шанхай тем же путем, что и прочие американские миссии, но поначалу им сопутствовали кромешные неудачи. Первопроходцы умирали один за другим то от рук лесных разбойников, то от туберкулеза, а здания миссии горели в пожарах. Наконец в Шанхае приземлилась семейная пара Джон и Мэри Фарнэм (John & Mary Farnham) и дело миссии наладилось. В 1860-м году пара заселилась в серый кирпичный домик за южными городскими воротами, а рядом выросла деревянная часовня в китайском стиле с отдельно стоящей деревянной же колокольней. Здание часовни было куплено за рекой, в Пудуне, разобрано и сплавлено на территорию новой миссии.

Вид церкви с высоты. Источник: Marcia Johnson
Вид церкви с высоты. Источник: Marcia Johnson

Пастор Джон Фарнэм дожил в Шанхае до преклонных лет. Суммируя итоги своей деятельности он печально констатировал: «Нынешний Шанхай все так же погряз в язычестве, как и 60 лет назад». И рассказал историю, как к его коллеге-священнику после проповеди в местной часовне подошел прихожанин и взял его за запонку: «Сколько такая стоила?» И про то, как другой прилежный слушатель заверял пастора, что молится богу ежедневно и даже возжигает для Иисуса благовония у алтаря бога Шанди в местной молельне.

Ученицы школы для девочек готовятся к празднику в 1926 году. Источник: 150 Years of the Old Town in Shanghai
Ученицы школы для девочек готовятся к празднику в 1926 году. Источник: 150 Years of the Old Town in Shanghai

Если проект по обращению местного населения в христианство почти провалился, то образовательную миссию американцы выполнили на ура. В том же 1860-м году Шанхай был наводнен беженцами, прибывшими из провинций, охваченных тайпинским восстанием. Для детей беженцев Фарнэмы открыли сразу две школы в собственном доме: классы для мальчиков велись на втором этаже, а для девочек на первом. Школу для мальчиков назвали Институтом Лоури (Lowrie Institute) в честь первого пресвитерианского миссионера в Шанхае, а школа для девочек носила имя Мэри Фарнэм (Mary Farnham’s School for Girls).

Институт Лоури в ранние годы. Источник: 150 Years of the Old Town in Shanghai
Институт Лоури в ранние годы. Источник: 150 Years of the Old Town in Shanghai
Мальчики проходят строевую подготовку в 1915 году. Источник: Virtual Shanghai
Мальчики проходят строевую подготовку в 1915 году. Источник: Virtual Shanghai

В те годы обучение девочек в классах было новшеством, а уж размещение учеников в одном здании казалось и вовсе неслыханным, но к счастью для Фарнэмов, беженцы были непритязательны. Американцы ссылались на то, что детям полезно молиться вместе под одной крышей, умножая силу молитвы. Учитывался и практический момент: девочки обучались кулинарии и готовили еду как для себя, так и для мальчиков.

Вид школы для мальчиков (Института Лоури) с крыши школы для девочек. Источник неизвестен
Вид школы для мальчиков (Института Лоури) с крыши школы для девочек. Источник неизвестен

В первые годы мальчики проживали в общежитии на территории школы-церкви в довольно суровых условиях. Они сами выращивали овощи для своего стола и осваивали столярное мастерство. В оплату за проживание, питание и одежду они были обязаны не покидать учреждение до достижения 21 года. Взамен они получали лучшее образование, из доступных по тем временам.

Массовое выступление гимнастов в 1934 году. Источник: 150 Years of the Old Town in Shanghai
Массовое выступление гимнастов в 1934 году. Источник: 150 Years of the Old Town in Shanghai

Со временем обе школы вошли в число самых престижных в Шанхае и оставались таковыми вплоть до середины 20-го века. В числе их выпускников – ученые, предприниматели и художники, такие как физик Ли Чжэндао (李政道), карикатурист Дин Цун (丁聪), четверо основателей первого шанхайского «Коммерческого издательства» (夏瑞芳、鲍咸恩、鲍咸昌、高凤池) и внучка Сунь Ятсена. Многие выпускники школ продолжали обучение в престижном университете Св. Иоанна.

Встреча бывших учеников и участников молодежных съездов в 1997 году. Источник: sina.com user 陈蓉生牧师著作
Встреча бывших учеников и участников молодежных съездов в 1997 году. Источник: sina.com user 陈蓉生牧师著作

В 1923 году старая церковь переехала в новое здание по соседству, в котором и располагается до сих пор. Школу для девочек перевели через дорогу в здание, разработанное популярным архитектором Робертом Фанем (范文照). Новый научный корпус для школы для мальчиков создал другой маститый архитектор Ли Цзиньпэй (Poy Gum Lee, 李锦沛). Старая часовня простояла на территории Института Лоури до конца 1930-х годов; в ней размещалась школьная столовая.

Чертеж нового здания школы для девочек работы Ли Цзинпэя. Источник: The Chinese Architect 中国建筑 (1933)
Чертеж нового здания школы для девочек работы Ли Цзинпэя. Источник: The Chinese Architect 中国建筑 (1933)
Новое здание школы для девочек, построенное в 1933 году. Источник: The Chinese Architect 中国建筑 (1933)
Новое здание школы для девочек, построенное в 1933 году. Источник: The Chinese Architect 中国建筑 (1933)
Актовый зал новой школы для девочек. Источник: The Chinese Architect 中国建筑 (1933)
Актовый зал новой школы для девочек. Источник: The Chinese Architect 中国建筑 (1933)

В отличие от своих американских коллег, пресвитерианские миссионеры поспешили обучить местных пасторов и передать им бразды правления и преподавания в обеих школах. Уже в 1882 году Церковь Чистого Сердца возглавил шанхайский священник. Вероятно, благодаря своевременной «локализации» церковь не сразу впала в немилость при коммунистах. Вплоть до наступления Культурной революции в 1966 году в ней продолжались крещения и ежедневные службы. Сейчас церковь открыта для паствы, а обе школы продолжают работу в качестве муниципальных (деление учеников по половой принадлежности прекратилось в 1969 году).

Церковь "Чистого сердца" в наши дни. Источник: flickr Owen Wong
Церковь “Чистого сердца” в наши дни. Источник: flickr Owen Wong
Интерьер церкви в наши дни. Источник: sina.com user 陈蓉生牧师著作
Интерьер церкви в наши дни. Источник: sina.com user 陈蓉生牧师著作

Для заглавной иллюстрации использовано фото бывшей школы для девочек, ныне школы №8. Источник: 我爱波音哈 wikipedia.org

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.

2 комментария

  1. По заголовку думал, что будет статья Ольги Мерёкиной про современные китайские неорелигиозные культы, но всё равно интересно оказалось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *