В закругленном доме на углу улиц Huanghe Road и Fengyang Road трудно распознать когда-то престижные апартаменты “Карлтон”. Здание, словно спрятавшееся в тени высокого «Парк-отеля», было частью проекта по застройке северной оконечности ипподрома стильной архитектурой. Но время было выбрано неудачно, и в грандиозные планы вмешалась сначала оккупация, затем инфляция и под конец национализация.

Апартаменты «Карлтон» | 长江公寓
Адрес: 65 Huanghe Road (открыть в baidu map)
Год постройки здания: 1938
Нынешнее состояние: жилой дом


Небоскреб «Парк-отель», возведенный в 1934 году, задал тон всему району, который отныне намеревался следовать модному стилю ар-деко. В 1936 году архитектурная фирма «Keys & Dowdeswell” создала макет гигантского многоквартирного здания, которое заняло бы почти весь квартал позади отеля. Его ступенчатые формы и параллельные вертикали перекликались бы и с отелем, и с модерновыми кинотеатрами «Гранд» и «Карлтон», находившимися через дорогу (от кинотеатра же дому досталось и название).

Время строительства совпало с подготовкой к войне с Японией, и республиканское правительство получило приоритет на стройматериалы. Одновременно, из-за забастовки портовых рабочих в американском штате Орегон прервались поставки сосновых бревен, служивших сваями для фундаментов, без которых сооружение высоток на водянистой почве города было невозможно. Осенью 1937 года нагрянула японская оккупация Шанхая, а вместе с ней пришла неуверенность в будущем города и массовый отток капитала.

Бюджет «Карлтона» сжался, и вместе с ним его размеры. Макет переделала американская фирма «Elliott Hazzard», уже отметившаяся в этом районе штаб-квартирами «Христианского союза молодежи» и страховой компании “Чайна Юнайтед”. “Карлтон” стал ниже и получил упрощенную внешнюю отделку. От высокой башни-пристройки, предполагавшей неповторимый обзор скачек на ипподроме из окон квартир, пришлось вовсе отказаться.

В феврале 1938 года компания Land Investment Co., владевшая “Карлтоном”, начала сдавать квартиры в аренду, и почти сразу же съемщики начали роптать из-за постоянно растущих цен. Один жилец обратился с письмом в газету The North China Daily News и возмутился, почему хозяин решил зафиксировать арендную плату в золотом эквиваленте, когда зарплата у жильца остается в китайских юанях. В годы японской оккупации (1937–1945) китайская национальная валюта подверглась жестокой инфляции, и лишь золото оставалось стабильным инструментом.

Соседство со знаменитым «Парк-отелем» тоже оказалось не таким выгодным, как ожидалось. В военные годы комфортабельный китайский отель стал пристанищем авантюристов, коллаборационистов и двойных агентов. Отголоски криминала долетали и до «Карлтона». В 1941 году японские наемные убийцы подстерегли индийского предпринимателя Гатлия прямо в его квартире на втором этаже. Предприниматель выпрыгнул из окна и тем спасся, но его слуга («бой») Ван Вэйчуань скончался от огнестрельных ранений.

После прихода к власти коммунистов, дом «Карлтон» был национализирован и переименован в честь реки Янцзы. В 1950 году в квартиру на третьем этаже поселилась писательница Чжан Айлин (Eileen Chang). За два года проживания в бывшем «Карлтоне» она успела написать несколько романов и киносценариев, после чего отправилась через Гонконг в США, чтобы больше не возвращаться в Шанхай.

Для заглавной иллюстрации использовано фото “Карлтона” в наши дни. Источник: Zhang Xuefei for SHINE
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.