Хуан Синьбо: у истоков современной гравюры

Хуан Синьбо: у истоков современной гравюры 1943

Техника ксилографии имеет многовековую историю в Китае. Первые печатные изображения с деревянных досок, по некоторым данным, появились около VI в. Гравюра использовалась для распространения буддийских сутр и образов, печатания книг и иллюстраций, а позже – для создания народных лубков и «новогодних картинок» (年画). В 30-е же года XX в. гравюра стала иметь не только декоративно-прикладное функцию, но приобрела самостоятельное художественное значение.

Одним из художников, который стоял у истоков современного искусства гравюры, был Хуан Синьбо (黄新波, 19.01.1916 – 1980) [1]. Уроженец уезда Тайшань в Гуандуне, в 1931 г. он переехал в Шанхай, где стал активным участником «движения новой гравюры» (新兴木刻运动). Идеологом движения был писатель Лу Синь, распознавший в этом массовом репродуцируемом виде искусства сильнейшее средство просвещения и сплочения народа.

Лу Сюнь с молодыми художниками, 1936 г. Хуан Синьбо слева от писателя.
Лу Синь с молодыми художниками, 1936 г. Хуан Синьбо слева от писателя.

Благодаря просветительской деятельности Лу Синя Хуан Синьбо и другие молодые графики познакомились с творчеством советских мастеров, работами левой немецкой художницы Кете Колльвиц, бельгийского гравера Франса Мазереля и др.

"Продающий кровь", 1948, Гонконг. Художник изображает человека, вынужденного ради куса хлеба продавать свою кровь.
“Продающий кровь”, 1948, Гонконг. Художник изображает человека, вынужденного ради куса хлеба продавать свою кровь.

В 1933 г. Хуан Синьбо отправился изучать технику обрезной гравюры в Японию, но после вторжения японских войск в Китай, вернулся на родину и полностью посвятил себя борьбе против оккупантов. На протяжении нескольких лет он работал в войсковых частях, трудился над агитплакатами, политическими карикатурами, иллюстрированными газетами. Для него, как и для многих художников того времени, гравюра стала главным оружием в борьбе за национальное освобождение Китая.

В 1941 г. Хуан Синьбо переезжает в Гонконг. Город вскоре захватывают японские войска. Художник откликается на трагедию города серией гравюр, в которых лаконичным языком черно-белых контрастов рассказывает о голоде, бедноте и безысходности местных жителей. С 1946-49 г. Хуан Синьбо обращается к цвету, работая над картинами о жертвах оккупации.

В 1949 г. художник возвращается в родной Гуандун. Он продолжает заниматься искусством гравюры уже в новой стране, которая вступила в эпоху модернизации. Мрачные сюжеты военного времени сменяют романтично-мечтательные размышления на тему светлого будущего. На всем протяжении своего творческого пути он остается верен идеям своего учителя Лу Синя, создавая гравюры, находящие отклик в сердцах современников.

В своей мастерской в Гон
В своей мастерской в Гонконге, 1947 г.

Примечания

  1. Оригинальное имя Хуан Юйсян 黄裕祥[]
Фото аватара

Автор: Ольга Панова

Мое знакомство с китайским языком и культурой началось на кафедре восточных языков в Институте лингвистики РГГУ. После окончания РГГУ уехала в магистратуру в Пекинский университет, где осваивала новую для меня и для самого Китая специальность "Культурные индустрии". В настоящий момент преподаю китайский и историю китайского искусства в Институте Конфуция РГГУ в Москве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *