Лю Цзюньхао (刘君浩, китайское имя) приехал в Китай из Коста-Рики, здесь он пишет магистерскую работу по антропологии. Тема его исследования звучит необычно, но на факультете китайского вуза, несмотря на некоторые сомнения, всё же решили поддержать идею проанализировать феномен «поддельных» свадеб между представителями сексуальных меньшинств в Китае. Брак по расчету между геем и лесбиянкой представляется молодым людям нетрадиционной сексуальной ориентации не такой уж плохой идеей в условиях давления общества. Почему, зачем и как в современном Китае существуют и даже процветают «фейковые» свадьбы?
Первое образование Лю было связано с экономикой, менеджментом и финансами, некоторое время он работал по профессии, а антропологией заинтересовался несколько лет назад, начав изучать её в Коста-Рике. Но решив повидать мир, подав документы на разные программы и стипендии в Корее, Чили, Канаде и Китае, он получил приглашение на обучение в Сямэньском университете.
«Я приехал [в Китай] и был потрясён, увидев, как люди живут в этой удивительной стране, путешествия позволяют взглянуть на мир с другого ракурса. В Китае люди живут совершенно по-другому, они иначе общаются, иначе строят отношения, по-разному видят свою жизнь, своё настоящее и будущее как личность и как часть общества. Здесь я почувствовал, что люди делают что-то, потому что это их обязанность, их долг, чтобы угодить кому-то».
Тему своего исследования Лю выбрал сам. Начав глубже изучать особенности массовой культуры, которая так сильна в Китае, он заметил, что яркий пример давления общества – это феномен «фейковых» свадеб. Иными словами, как и во многих других культурах, в определённом возрасте человек должен завести семью. По словам Лю, для женщин в Китае это особенно важно, потому что женщина обязана быть частью семьи, иметь детей, выполнить миссию своей жизни.
«У меня был сосед, мужчина около 30-ти лет, учитель в старшей школе, с женой и ребенком. Как-то мы разговорились, и он рассказал мне, что на самом деле он — гей. Тогда я очень удивился, мол, как так, у тебя же жена и ребёнок. Оказалось, что это обычное дело в Китае».
同性恋妻夫 – свадьба гея и лесбиянки – это один из форматов современного брака в Китае. Пары рассматривают «фейковые» свадьбы как выход, возможность реализовать свою социальную роль, при этом не прибегая к хитростям и понимая мотивы друг друга.
«Дело в том, что люди хотят видеть общество идеальным, гармоничным, в котором всё следует установленному порядку. Ну, а как насчёт людей, которые отличаются? Да всем всё равно. Поэтому браки геев и лесбиянок – это лишь повод затронуть более глобальную тему массовой культуры и её несовершенства, рассказать о том, как людям приходится ломать себя и адаптироваться к заведённому порядку. Есть саркастический термин, описывающий суть проблемы — «совершенный Китай» (中国的完美)».
В статьях, посвященных фиктивным бракам, можно найти расхожую фразу «Свадьба – это политика, а не любовь». Китайский антрополог Фэй Сяотун (费孝通) пишет, что в Китае брак – это нечто социальное, а не отношения между двумя любящими людьми. Человек должен сделать это, потому что нужен обществу в такой роли. В Китае семейные отношения возможны только в рамках единственно признанной официальной модели. Чаще всего к «поддельным» свадьбам прибегают люди в возрасте около 30-ти лет, когда дальше тянуть невозможно.
«Нужно понимать, что концепция гомосексуализма в Китае и европейских странах или странах Латинской Америки различна. Ещё совсем недавно китайское общество было закрытым, люди мало путешествовали, не изучали иностранные языки, не было доступа к интернету. В древности для китайцев в гомосексуальных отношениях не было ничего особенного или подлежащего осуждению. Не потому, что они были такие раскрепощённые и продвинутые, а просто потому, что на этом никто не зацикливался, это было просто формой любви и досуга, самореализации, вот такое вот поведение».
«Уже ближе к нашему времени это стало восприниматься как отклонение, на эту особенность стали указывать. Люди гомосексуальной ориентации не знали, что они далеко не одиноки, поэтому просто смирялись с тем, что придётся заключить брак с нелюбимым человеком, или же сбегали из семьи, пропадая без вести, или заканчивали жизнь самоубийством. После 90-ых, когда в Китае распространился интернет, люди нетрадиционной сексуальной ориентации осознали, что есть целое сообщество, у них появилась возможность общаться и решать свои проблемы в сети и реальной жизни».
«[На данный момент] самое большое изучение ЛГБТ культуры было предпринято профессором Сань Бэйчуанем из университета Циндао в связи с изучением распространения ВИЧ-инфекции в гомо- и гетеросексуальных парах. У него очень много статистических данных и интересных замечаний».
С точки зрения закона в Китае, пара, которая официально зарегистрировала свои отношения, является полноценной семьёй, ячейкой общества в правовом аспекте, несмотря на то, что партнеры могут проживать в разных квартирах, городах или даже странах годами. Поэтому в Китае так просто подтвердить брачный союз – достаточно показать свидетельство о браке. Часто «фейковые» браки не длятся долгое время: через два-три года обязательно происходит или разлад между партнёрами, или родня начинает требовать появления потомства. Многие, в том числе и обычные семьи, не могут справиться в возникающими проблемами и решают, что проще развестись.
«Люди думают, что наличие «подставного» партнёра решит вопрос, но часто становится лишь хуже. Потому что, как мы уже говорили ранее, в Китае, если ты женат, то это не ты, твоя жена и ваш дом, а ты, твоя жена, родители твоей жены, твои родители, возможно, другие родственники и друзья. Вам приходится быть максимально открытыми, многое объяснять или выставлять на показ, играть роли. Ребёнок, деньги, квартира, машина, путешествия, что-то ещё – это решается всем семейством, а не между мужем и женой. Вы можете подписать соглашение перед заключением брака, но на практике это ни на что не влияет, потому что решают всё равно родственники».
Множество «фиктивных» пар решают иметь ребенка, тогда партнеры думают, как это лучше сделать, как оформить всё документально, как поступить с алиментами в случае развода, советуются с юристом. Часто всё решают деньги: экономически независимым людям договориться немного проще, чем в случае нехватки средств.
«Один мой собеседник прямо так и сказал: «В Китае, если ты богат, то ты решишь любой вопрос, даже если ты гей». Если у тебя нет денег, то ты начинаешь переживать и думать, как это так, часть моей зарплаты будет уходить на какого-то ребенка или какую-то женщину, которая мне жена лишь по документам».
Иногда желание завести ребенка становится причиной развода, даже у состоятельных пар, поэтому что рождение малыша только лишь завершит ложь. Конечно, родственники будут рады, но ведь придется играть ещё больше и труднее будет прекратить отношения. Случаются и проявления насилия в таких семьях, несмотря на то, что партнеры, казалось бы, не любят друг друга, а значит теоретически не ревнуют. Происходит это потому, что в жизнь семейной пары активно вовлечены родственники, вносящие разлад и психологический дискомфорт.
«Родные и люди извне относятся к гомосексуальной женщине точно также, как и к обычной, требуют от неё того же самого, что должна делать жена сына или брата. Это очень опасная ситуация для лесбиянок: как более слабым и находящимся в подчиненном положении, им приходится терпеть не столько физическое насилие, сколько психологическое. Геям в этом плане легче».
Бытует мнение, что в больших городах люди проще относятся к подобного рода феноменам, но на самом деле в Шанхае, Гуанчжоу, Пекине, Чэнду, Шэньяне и Ханчжоу просто больше организаций, связанных с ЛГБТ-движением. В этих городах существует целый рынок услуг по организации «фейковых» браков, брачных агентств и юридических консультаций, точно так же, как и для традиционных пар, но с учетом специфики. К тому же, если «продвинутые» шанхайцы не видят ничего страшного в том, что они не имеют своей семьи, то их родители или родители их родителей зачастую живут в глубинке, где совсем иное понимание этого вопроса, поэтому проблема актуальна для всех регионов.
«Иногда родители узнают, что, например, сыну нравятся парни или дочери нравятся девушки, и всё равно заставляют найти себе гетеросексуальную пару, храня при этом секрет. Если информация всплывёт, то потеря лица неминуема. Порой родители сами подыскивают своим детям в пару асексуалов или ну хоть кого-то, лишь бы получить свидетельство о браке».
Создатели организаций, помогающих устроить «ненастоящую» свадьбу, как правило, сами принадлежат к сексуальным меньшинствам или имеют родственников нетрадиционной сексуальной ориентации. Так они лучше понимают специфику работы.
«К примеру, есть мобильное приложение для людей нетрадиционной сексуальной ориентации под названием iHomo, его создатель отмечает, что за последний год ими было организовано почти 80 мероприятий для участников ЛГБТ-сообщества в Китае. Есть и другие приложения вроде ChinaGayLes и Queers. К слову, последний сервис помог организовать более 50 000 «поддельных» свадеб, имея более 400 000 зарегистрированных пользователей. Это неудивительно, потому как в Китае по разным оценкам от 16 до 20 миллионов человек – представители сексуальных меньшинств».
«Фейковая» свадьба проходит точно также, как любая другая. Парень везёт девушку к родителям, они знакомятся, потом девушка представляет жениха, стороны организуют свадьбу по классическим стандартам. Будущим супругам очень важно договориться, кто какие роли будет играть и убедиться, что партнёр готов к этому психологически. Если сервисы предоставляют какие-либо услуги, то партнёры обычно оплачивают их поровну.
«Знакомая итальянка из Шанхая, работавшая над видео о таких браках, рассказывала, что в процессе работы к ней поступило сразу несколько предложений от геев зарегистрировать брак. По большому счёту она была не против, но отказалась, посчитав это непрофессиональным и неэтичным. Никогда не слышал о подобных свадьбах с участием иностранцев».
Организуя «фейковую» свадьбу необходимо быть крайне внимательным при выборе партнёра, собственно, как и в реальной жизни. Конечно, брачное агентство найдёт подходящего вашим требованиям человека, но остаётся много нерешенных вопросов. Такие фиктивные браки представляются новым концептом семьи с иными отношениями, где на первый план выходит не секс, а взаимные договорённости и гармоничная жизнь. Но тем не менее, когда приезжают родители, парам нужно как в кино о шпионах арендовать подставную квартиру, машину, возможно, «фейковых» друзей и соседей.
«С моей личной точки зрения – это не нормально и для меня абсолютно неприемлемо. Я рад, что люди находят решение своих проблем в организации отношений таким образом, но мне видится лишь ложь, которой пронизан каждый их день. Такие отношения пусты, в них нет ничего, связанного с настоящей любовью и желанием быть вместе, а лишь желание угодить большинству».
Связаться с Лю Цзюньхао: [email protected]
Для заглавной иллюстрации использована фотография The Independent.
Знаком с лезбиянкой в таком браке, но там хотя бы ее Тип о муж при деньгах. А так все верно, живут попознь со своими партнерами, а как родители приезжают так любящая пара. Даже легенде есть почему нет детей.
Полина, спасибо, очень любопытно.