Ваньши сяньшичжу-и 玩世现实主义 (пренебрежительный/легкомысленный/циничный реализм, cynical realism, «цинический реализм») – ориентированное на общественно-политическую тематику направление в современном изобразительно искусстве, зародившееся в Пекине и ставшее популярным в 1990-е. Возникло как критическая реакция художников на эксцессы «культурной революции», стимулированная трагическими событиями 1989 и новым культурным климатом в условиях политических реформ, интеграции в глобальную экономику и раскрепощения сознания. Холодный, трезвый взгляд на мир и социокультурный скептицизм породили «серый юмор» современного искусства. Основным методом ваньши сяньшичжу-и стало не отображение абсурдных явлений, а именно искажение отдельных элементов реальности для выражения общей абсурдности окружающей жизни.
Его основоположники, художники Юэ Минь-цзюнь 岳敏君 (род. в 1962 г, Хэйлунцзян), Ян Шао-бинь 杨少斌 (род. в 1961 г., Хэбэй), Ван Цзинь-сун 王劲松 (род. в 1963, Хэйлунцзян) — выходцы из известного Поселения художников в парке Юаньмин-юань 圆明园画家村 (Юаньмин-юань хуацзя цунь), художественной богемы, нашедшей убежище от гонений в творческом содружестве и совместном проживании единомышленников. Бедствовавшие из-за невозможности выставляться и продавать картины, молодые таланты создали особый художественный мир, который позднее вызвал обвинения в западничестве. Произведения ваньши сяньшичжу-и явились первыми ласточками современного китайского искусства на Западе и вызвали активные дискуссии, обусловленные их рассмотрением прежде всего сквозь призму политики, что в свою очередь обернулось популярностью и коммерческим успехом.
Самый яркий и известный представитель ваньши сяньшичжуи — Юэ Минь-цзюнь 岳敏君, автор картин «Солнце» («太阳» «Тайян»), «Перестрелка» («互相射击» «Хусян шэцзи»), «Не двигаться!» («不许动» «Бу сюй дун»), «Зоопарк» («动物园» «Дунъу-юань»), «Танго» («探戈» «Тангэ»), «[Бескрайнее] море сознания» («脑海» «Нао хай»), «Небо, животное, человек» («天空- 动物- 人» «Тянькун – дунъу – жэнь»), «Гора мусора» («垃圾山» «Лацзи шань»), «Золотые плоды» («金色的果实» «Цзиньсэ гоши»), серии «Связь» («关系» «Гуаньси»), «Портрет» («头像» «Тоусян»), «Свалка» («垃圾场» «Лацзи чан»), тетраптиха «Память» («记忆» «Цзии»). Практически на всех полотнах он сам изображён с гримасой смеха на лице. Испытав сильное потрясение после событий на площади Тяньаньмэнь 1989, Юэ Минь-цзюнь нашёл свой способ «примирения» с окружающей действительностью. Стремясь «сохранить лицо» в любой жизненной ситуации, он прячет свои мысли и чувства за широкой сардонической улыбкой, при этом глаза его героев всегда остаются печальными, а фигуры будто сжаты от боли. Ян Шао-бинь 杨少斌 прославился работами, выполненными в красных тонах. Также очень популярен художник Фан Ли-цзюнь 方力钧.
Источники
- Завадский М. Очень дорогие китайцы // Эксперт. 2007, №45 (586);
- Митюшина А. 10 шагов к мировому господству // Афиша. М., 2007;
- Неглинская М.А. Выставка китайских авангардистов «Китай… Вперед!» // XXXIX НК ОГК. М., 2009;
- Люй Пэн. Чжунго сяньдай ишу ши: 1979—1989 (История современного искусства Китая: 1979—1989). Чанша, 1992; он же. Чжунго сяньдай ишу ши: 1990—1999. Чанша, 2000;
- Ван Фэй. Китай. Раскрепощенное искусство // Азия и Африка сегодня. 2008, №5, С. 75;
- она же. Лю Сяодун и искусство нового поколения // Искусство в школе. 2008, №2, С. 73-74;
- Gao Minlu. Inside Out: New Chinese Art. Berkeley – Los Angeles, 1998;
- id. The Wall: Reshaping Contemporary Chinese Art. Buffalo, 2005; Grosenick U. China Art Book. DuMont publishers, Cologne, 2007