黑白无常 — Чёрная и белая нечисть

黑白无常 - Чёрный и белый духи смерти / Китайская мифология в Магазете

黑白无常 — это два загадочных духа/демона, которые, согласно китайским повериям и суевериям, после смерти человека приходят чтобы забрать его душу для сопровождения в загробный мир. Один дух черный (黑无常), другой белый (白无常). Большими крюками на цепях могут хватать пытающиеся «сбежать» души. Головы их увенчаны высокими шапками с надписями из 4-х иероглифов: у белого – “你也来了” (ты тоже пришел), а у черного “正在捉你” (хватаю тебя) [1]. Лицо Белого духа часто излучает улыбку, а лицо Черного — свирепо и грозно. Духи смерти относятся к степени 10-ти Главных теневых предволителей 十大阴帅 (или лунных князей), подчиняются Владыке загробного мира 阎王.

В народе считается, что живым эти духи могут принести как горе, так и счастье, и даже богатство. Это верование порождено тем, что мир духов представляется подобным миру людей – в нём есть и зло, и добро.

Но ответить, принадлежат ли эти духи пантеону демонов буддизма или даосизма довольно сложно, так как они присутствуют в двух религиях. Должно быть эти духи – результат синтеза учений, но стоит отметить, что в буддийских храмах их почитают больше.

Существует следующая легенда о том, кем Черный и Белый духи смерти когда-то были живыми людьми: Белого духа звали по имени Се Биань (谢必安), Чёрного — Фань Уцзю (范无救) [2]. В детстве они принесли клятву кровных братьев и были «не разлей вода». Однажды, когда на небе собирались тучи и вот-вот должен был полить дождь, они вместе проходили под мостом Наньтай и Се попросил Фаня подождать, пока тот сходит домой за зонтом. Как только Се ушел, дождь хлынул как из ведра, река вышла из берегов и грозила смыть все в округе, но Фань, не желая покидать место ожидания друга, по-прежнему оставался на месте и по причине невысокого роста захлебнулся и утонул. Через короткое время Се прибежал с зонтом, но Фань уже пропал бесследно. У Се стало нестерпимо горько на душе и жизнь стала не мила, взял и повесился на опоре моста (по этой причине Белый дух смерти изображен часто с высунутым длинным языком красного цвета). Владыка ада наградил их за принципиальность и глубокую веру и поручил им хватать преступников, и приводить пред лик карающего божества.

黑白无常 - Чёрный и белый духи смерти / Китайская мифология в Магазете

Почему духов смерти два и почему их цвета именно белый и черный? Всё это неслучайно и связано с даосской концепцией символа Инь-Ян. Относительно черного и белого цвета – эти цвета наиболее полно отражают противоположности, поэтому и в символе Инь-Ян присутствуют именно они, и Черный и Белый духи как символическое отражение потоков энергий Инь-Ян «окрашены» в данные цвета. Вопрос необходимости единения двух противоположностей весьма глубок и интересен, и я в силу своих скромных познаний в этом направлении попробую кое-что объяснить.

Душа человека по даосским представлениям состоит из двух душ – тленной и нетленной, т.е. представляет своего рода дуаду. Тленная душа 魄 после смерти человека, как и физическое тело постепенно распадается переходя в состояние первичных элементов стихий, а душа 魂 нетленна и после разделения с тленной душой 魄 улетает на «небо». Что интересно – эти души полярны, например тленная душа обладает полярностью Ян (阳), а нетленная душа полярностью Инь (阴). Тело мужчины, обладая полярностью 阳 и тленной душой 魄 также полярности 阳, является носителем нетленной души с полярностью 阴, а женское тело 阴  (тленная душа – 阴魄) наоборот – носитель нетленной души 阳 (阳魂). Соответствие полярностей физического тела и тленной души 魄 очень знаменательно и указывает на то, что 魄 – душа плотская и больше принадлежит телу, вернее личности как совокупности плотского и душевного, а совокупная полярность тела, плоти (肉体) противоположна полярности носимого духа, нетленной души 魂. Так, по законам единения противоположностей и существует гармония жизни воплощенного человека. В народе существует интересная идиома (成语): 魂飞魄散, которая как раз и касается процесса разделения души после смерти – душа разума улетела, а душа тела рассеялась (обр. также в знач.: страшно перепугаться, от страха душа ушла в пятки). 魂不附体, что значит душа (нетленная, дух) не принадлежит телу, образно говоря – тленное не наследует нетленного.

Когда приходит срок и душа готова покинуть тело, ей нужен помощник, который поможет душе выйти в иной мир, который часто называют 阴间 – загробный мир, мир теней [3]. Так вот помощниками и проводниками в переходе души в загробный мир являются 黑白无常 – Черный и Белый духи смерти. 黑无常 и 白无常 также полярны и являются носителями принципов 阴阳 или положительно и отрицательно электрически заряжены (正负电荷). Белый дух – носитель принципа 阳, а Черный – носитель принципа 阴. Т.е. Белый и Чёрный работают сообща с полярными принципами души, покидающей тело. Например, после смерти мужчины, Белый дух привлекает его бессмертную нетленную душу 魂 (阴), а Черный дух вводит тленную душу 魄 (阳) в сферу разложения, распада; по смерти женщины происходит то же самое, но с различиями по полярности душ.

黑白无常 -- Чёрная и белая нечисть / Китайские суеверия в Магазете

Таким образом, сделаю вывод, что 黑白无常 – олицетворения сил, энергий, которые согласно Законам мироздания участвуют и привлекаются в сферу проявления на тонких планах. Они не добры и не злы, они есть слуги, силы Закона… Даосская концепция Инь-Ян способна описать многое из феноменов проявления сил и энергий на физическом и тонком планах, и так знаменательно, что многое схоже с положениями западного герметизма (например, Закон полярности).

Воистину, познавая Восток, можно познать и Запад и наоборот, имею ввиду духовную суть.

И в заключение статьи предлагаю читателям две народные легенды о Белом и Черном духах смерти, где, мне кажется, неплохо подчеркивается отношение и восприятие этих духов простым народом… итак – не все то зло, что покрыто тенью/

Легенда о Белом духе смерти

Однажды во время поминальных дней Цинмин (清明节) Белый дух следовал по своим делам и проходя мимо одной местности увидел женщину с двумя детьми, плачущую и склонившуюся перед могилой, сильно скорбившую. Стоявший неподалеку старец сочувственно качал головой и вздыхал. Белый дух, расспросив старца, узнал, что с этой женщиной приключилась великая несправедливость.

Оказывается, эта женщина носила фамилию Чэнь и была третьей дочкой в семье богатого купца. Купец этот обладал немалым состоянием, но сына у него не было, зато было три дочери, третья дочь к тому же на лицо была рябой. Мать ее сама болела оспой и корила себя, что заразила третью дочь, поэтому всегда относилась к ней с особой нежностью и любовью, но в прошлом году мать сама почила.

У них был слуга по имени Аода, по виду очень честный и благонравный, но в сердце очень расчетливый. Он прикинул, что поскольку третья дочь Чэнь рябая, то сыновья зажиточных господ конечно не захотят брать её в жены, так не лучше ли соблазнить её и женить на себе, и, дождавшись, пока глава семейства умрет, заполучить себе всё состояние.

Сваха от имени третьей дочки Чэнь обошла немало дворов с целью сватовства, но из-за рябого лица дочки Чэнь, везде получала отказ. И вот третья дочка Чэнь присмотрелась, что Аода хорош собой и силен, к тому же симпатичен и её отцу, и вот молодые люди уже начали застенчиво переглядываться, а в скором времени их отношения стали очень близкими. Прошло несколько месяцев и животик третьей дочки Чэнь начал заметно расти. Отцу Чэнь оставалось лишь принять Аода в семью и сделать зятем. После того как Аода стал законным зятем, тесть назначил его и главным управляющим имения, да и всеми семейными делами стал тоже заниматься Аода. Со временем Аода уже и к тестю стал относиться без должного почтения и послушания, на стороне начал пьянствовать хмельным вином и водиться с уличными девками, а как возвращался домой, то выслушав вразумления супруги, оскорблял и поносил её. Отец Чэнь захворал, из-за всего происходящего в семье совсем стал плох и вскорости почил. Аода же еще более распустился в азартных играх и похождениях по девкам.

Белый дух от всего услышанного от старца возгорелся в сердце гневом и решил проучить Аода и направить дочку Чэнь на путь спасения.

Он последовал за госпожой Чэнь домой. Как раз в это время один из игроков в азартные игры пришел чтобы получить свой долг по играм. Да и расписка долговая с росписью Аода у него была, только и оставалось, что заплатить ему 100 лянов серебра. Игрок увидев, что дома никого нет, схватил госпожу Чэнь и собирался было надругаться над ней, как вдруг получил неизвестно от кого три пощечины. Госпожа Чэнь оттолкнула его, быстро вбежала во внутренние помещения и накрепко закрыла двери. Страшно взволнованная и отчаявшаяся ждать помощи, она схватила веревку чтобы повеситься. Но сколько она не пробовала, веревка все обрывалась, что вызвало её большое удивление. В это время Белый дух отворил двери и вместе с детьми вошел в комнату, на лице у него была приятная улыбка и его облик совсем не вызывал страха.

Белый дух сказал ей: «Почему ты совсем не дорожишь жизнью? Не лучше ли собрать все оставшиеся ценности и покинуть это место? Двое детишек еще нуждаются в твоей заботе и воспитании!» Госпожа Чэнь прислушалась к словам духа, забрала детей и ушла. После ухода госпожи Чэнь с детьми, всё имение, магазины семьи Чэнь одновременно воспылали огнем. А в это время Аода проводил беззаботно время с девкой и курил опиум, а как вернулся так имение уже выгорело всё дотла.

黑白无常 -- Чёрная и белая нечисть / Магазета

Легенда «О том как Чёрный дух встал на праведный путь»

Сказание гласит, что давным-давно жили отец и сын, сын с детства любил праздность и ненавидел труд, курил и играл в азартные игры. Отец вразумлял и воспитывал чадо, но все безрезультатно, на улучшении поведения сына это ничуть не сказывалось. Однажды сын вернулся домой с очередных азартных игр, проигравшись вдоль. Отец, потеряв контроль, по неосторожности забил сына до смерти. После смерти дурные привычки сына не изменились, и он, став уже призраком, совершал зло и вредил людям.

Прошло несколько лет, и однажды вечером преступный дух сына явился к дверям родного дома. Когда он собирался войти в дом, дворовая собака залилась непрерывным лаем. Отец понял, что снова явился злой дух вредить людям, и взяв в одну руку нож, а другой неся перед собой фонарик, вышел из дома чтобы поймать его. Сын, увидев свирепый вид отца, тотчас же запрыгнул на крышу дома и оттуда сказал: «Отец, сын пришел не вредить людям, а пришел, чтобы проведать тебя, старика!»

Отец в ответ сказал: «Ты при жизни был злодеем, после смерти снова вредишь и не даешь односельчанам покоя! Когда я случайно, в порыве гнева убил тебя, то я страшно и долго горевал, но когда ты снова стал совершать зло, то я понял, что печалился о тебе напрасно!»

Сын помолчал и произнес: «Твои слова воистину справедливы, отец! Знай же, что в сыне пробудилась совесть. Клянусь, что впредь не совершу я никакого злого деяния! Став на праведный путь, я вернусь еще в мир живых, чтобы принести благодарность за милость и воспитание».

Отец вымолвил: «Если так, то и славно… иначе мне, старику, совестно будет в глаза односельчанам смотреть».

— «Будь спокоен, отец! С этих пор мы расстанемся, сын должен пойти и ответить за совершенное, понести справедливое наказание и страдание. Не вернусь уже впредь навещать тебя, береги себя, отец!»

С тех пор сын и вправду более не появлялся и не вредил людям, он спускался по 18-ти ступеням ада чтобы понести наказание. На 18-ти ступенях ада он испил сполна всю горькую чашу заслуженных мучений и в великих страданиях наконец осознал насколько драгоценна человеческая жизнь, и что совершенные им когда-то преступления и злодеяния справедливо заслуживают наказания.

Однажды один из десяти князей двора ада (Яма-радж) грозный Цинь Гуан (秦广王) призвал его пред свой лик и спросил: «Почему ты снова не воплотишься в мире людей в новом теле?». Дух ответил: «В прошлой жизни я совершил достаточно злых деяний и преступлений, чтобы быть проклинаемым и ненавидимым людьми, куда бы ни пошел – везде люди хватают ножи и палки, чтобы убить меня, творить злые дела – воистину навлекать на себя проклятия и презрение людей, я должен заново стать хорошим человеком».

Цинь Гуан пристально посмотрел на духа и сказал: «Похоже, ты и вправду можешь быть ставшим на праведный путь злым духом. Говорю тебе, если будешь еще в продолжении трёх лет добрым духом, то я подам заявление нашему Владыке подземного царства (阴天子) на милостливое разрешение присвоить тебе титул Черного духа смерти в канцелярии Наказаний и Вознаграждений, и будешь ты нести специальную службу задержания бесов и порочных духов».

С тех пор дух, нося одежды из черного полотна, в полночь выходил для инспекции каждой пяди земли, всё тщательно расследовав, докладывал Владыке подземного царства о совершивших благие деяния, а судебному чиновнику Паньгуаню о совершивших злодеяния, таким образом задерживал огромное количество порочных злых духов.

Примечания

  1. Хотя в одном виденном мною фильме у обоих духов на шапках было написано “一见生财” (как увидел – так разбогател), а на лбах было по иероглифу “令”, что значит «приказ», так как духи сами по себе действуют по Высшей Воле, согласно Закону[]
  2. Также интересно отметить, что Се Бианя называли еще 七爷, а Фань Уцзю – 八爷, где в именах фигурируют нечетная 7 и четная 8, нечетные цифры относятся к принципу Ян (阳), а четные к принципу 阴 (Инь), к чему это я? – думаю, вы, уважаемые читатели, ниже поймете[]
  3. от себя приведу аналогию с астральным миром в западной традиции, который есть по сути лунный, что и отображено и в китайском названии загробного мира 阴间 иероглифом 阴, который также символизирует Луну[]
Фото аватара

Автор: olDboy

Китай и китайский язык - не просто интерес, а необходимость, без которой нет гармонии в душе и счастливой улыбки на лице=). Изучаю китайский язык и вообще Китай, китайскую культуру и психологию китайцев

29 комментариев

  1. Очень интересный пост,спасибо=)И даже я так думаю, неплохая тема для курсовой=)))

  2. Отлично! Надо поподробнее с душами разобраться, какая к чему…
    В приложении к 性命

    1. вопрос душ вообще глубокий, там копать-не-перекопать еще;)
      у индийцев вроде как нечто похожее есть – кама-рупа (также распадающаяся, но гораздо позже телесной оболочки “душа”) и манас-буддхи (высший разум, осененный лучами Буддхи [высшей души или даже мировой души]), вот такие маньтоушки:)

  3. У того, что справа, написано вместо 你也来了 написано 你可来了. Или я просто не шарю в тонкостях? ;)

    1. верно, верно:)
      два варианта имеют место быть, просто в источнике, где я брал инфо был вариант 你也来了, на фото, которое было подобрано уже позже, – вариант 你可来了

  4. Замечательно!
    Только у 魂不附體 значение указано не верно – это просто выражение “ххх до смерти”, например испугаться до смерти, или обрадоваться до смерти, и т.д.

  5. Дорогой olDboy, спасибо за статью, очень интересно…
    А Вы не могли бы упомянуть несколько источников, которыми пользовались при ее написании? Заранее мерси.

    1. Ольга, спасибо за отзыв:)
      только я наверное рискую быть забросанным гнилыми помидорами… так как материал я набайдил:(
      моя критика самого себя: не статья, а скорее перевод с собственными комментариями.. просто хотелось вкратце ознакомить читателей Магазеты с этой темой
      Тема конечно может заслуживать более глубокого исследования, что таить – мне интересны подобные темы, и в планах глубже копнуть и изучить подробнее пантеон демонов и духов даосизма и буддизма

      1. В любом случае, материал отличный. И написано все хорошо, читабельно.

        Но очень жутко… А в каком городе Вы их видели? Просто мне не приходилось такое встречать, а было бы интересно, собственными глазами-то.

        1. Слышал, что в Чунцине, уезде 丰都 есть целый “Проклятый город” (鬼城), там можно увидеть статуи этих демонов и также многих других представителей царства теней. (Не ездил пока туда)
          Сам статуи 黑白无常 не видел, но изображения как-то в одном музее в г.Туньси (Хуаншань) пр.Аньхой повстречал.
          Также кадры с их “участием” из одного старого китайского культового, классического (или как лучше перевести 经典的:) сериала “Новая легенда о Белой госпоже/госпоже Белой змее” (“新白娘子传奇”) запомнились.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *