Как китайские артисты снимались в советском кино, били контру в Красной Армии и основывали цирковые династии

Как китайские артисты снимались в советском кино, били контру в Красной Армии и основывали цирковые династии

В мемуарах москвичей часто можно встретить воспоминания о китайских прачках, уличных торговцах, фокусниках, но невозможно найти ни фотографий, ни кинохроник, где бы они были запечатлены. Историку Анастасии Усовой совершенно случайно попался материал, который позволяет нам представить китайскую сторону уличной жизни не только в Москве, но и в других городах бывшего Советского Союза.

Китайский цирк в «Ущелье Аламасов»

Когда я искала информацию об обществе «Возрождение Китая» в Москве, которое существовало в конце 1920-х, в адресной книге «Вся Москва» мне попался список правления и членов этого общества. Дополнительную информацию удалось узнать лишь о двоих участниках: Н. И. Лянь-Куне и Ли-Ден-Тене1.

О Никите Ивановиче Лянь-Куне я рассказалывала в предыдущей публикации, а данные о Ли-Ден-Тене удалось найти только в списке репрессированных китайцев. Родился он в Гирине, образование имел низшее, был «киноактером по договорам», расстрелян в 1938 году на Бутовском полигоне. Также выяснилось, что снялся он в трех картинах: «Рейс мистера Ллойда», «На Дальнем Востоке» и «Ущелье Аламасов».

В этом последнем фильме 1937 года есть эпизод выступления китайского цирка, номера которого очень походят на описания китайского традиционного цирка начала ХХ века: «упражнения с трезубцами, бой на копьях и мечах, акробатические прыжки сквозь обручи, изнутри унизанные торчащими ножами, и прыжки через огонь».((Пятаева О. В. Российский цирк 1900-1917 годов. Очерк истории // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №60. URL (дата обращения: 07.03.2018).))

Помимо Ли-Ден-Тена в титрах было указано еще несколько китайских имен. Один из актеров Владимир Валентинович Уан-Зо-Ли оказался профессиональным цирковым артистом, выступавшим в конце 20–х – 30-е гг. в труппе китайского цирка в России. Вот его номер в фильме «Ущелье Аламасов».

В результате дальнейших поисков оказалось, что не только сохранились кое-какие воспоминания о китайских цирковых артистах, но есть даже записи их выступлений (правда, многие сделаны не в 20-30-е годы, а позже), ставшие классикой советского цирка. Более того, некоторые китайские цирковые династии существуют до сих пор. Впрочем, начнем по порядку.

Китайский цирк до революции

Еще до революции по многим городам России выступали китайские цирковые артисты, устраивая представления в общественных парках, садах, на улицах и площадях. Некоторые труппы показывали свои номера в балаганах или на манеже провинциальных цирков. Вот одно из объявлений о таком представлении в городе Благовещенск в августе 1896 года: «В субботу на Ильин день в воскресенье китайские представления привлекли на городскую площадь множество зрителей. Представления эти состояли из незатейливых акробатических фокусов и клоунских фарсов».((Амурская газета. Благовещенск. 1896 год. №30.))

Известны даже имена некоторых китайских цирковых артистов, выступавших в дореволюционной России: «фокусники Чи Юн-Су, Кан Тен-Чжи, Сун Ю-Сан, жонглер и эквилибрист Тан Фу-Ся, группа артистов Ян Чи-Ха, Ван Куан-Джи, Чан Лян-Ка».((Макаров С.М. Влияние китайских артистов на развитие российского цирка)) По некоторым сведениям, в начале ХХ века даже существовал небольшой китайский цирк двух братьев Cун Ю-Кун и Сун Фу Ю, где они показывали представления, а также обучали русских детей «китайским трюкам и номерам». Мне было непросто найти достоверную информацию об этих артистах, так как имена были даны в вольной транскрипции. Но одного из них все же удалось идентифицировать.

Сун Фу Ю (Сунь Фую — 孙副有) – известный в Китае цирковой артист и основатель первого балаганного цирка. Он действительно дважды бывал в России, одно время работал в цирке Боровского. Во второй свой приезд взял с собой дочь и племянника Сунь Цзитана (возможно, это он выступал под именем Сун Ю-Кун). В России они прожили восемь лет, за этот период Сунь Фую успел поучиться российскому цирковому мастерству и стать довольно известным артистом. О том, что он имел свой небольшой цирк и обучал русских детей, подтверждений не нашлось. Не исключено, что шел обоюдный процесс, когда китайские и русские артисты овладевали новой для себя техникой одновременно.

цирковые артисты
Китайский артисты цирка в Советском Союзе. Источники: Российская ассоциация иллюзионистов

Благодаря сайту российской ассоциации иллюзионистов нашлось немало интересного материала о китайских артистах цирка, которые жили и работали в Советском Союзе. На сайте представлены материалы о самых известных и ярких фигурах, которые внесли вклад в развитие советского и российского цирка: Сун Сиу-Ли, Ван Ю-ли, Дун Ци-Фу, Ся Ю-Шан, Уан-Зо-Ли и Ван-Тен-Тау((Макаров С.М. Влияние китайских артистов на развитие российского цирка)).

В Википедии нашлось упоминание только о Владимире Уан-Зо-Ли. Хотя помимо того, что они были выдающимися артистами своего времени, биографии каждого из них является приметой самой эпохи и частью причудливого переплетения истории России и Советского Союза с историей Китая.

Постараюсь кратко рассказать о судьбе каждого из них, упомянув их самые известные цирковые номера, некоторые из них даже можно посмотреть в записи или на фотографиях.

Звезда российского цирка

Сун Сиу-ли (1883-1960). Источник:
Сун Сиу-ли (1883-1960). Источник: Российская ассоциация иллюзионистов

Китайского артиста Сун Сиу-Ли историк цирка С. М. Макаров называет российской звездой цирка. Он родился в провинции Хэбэй (по другим сведениям в Хубэй) в 1883 году. Впервые выступил на сцене, когда ему было всего лишь шесть лет. По воспоминаниям известного эстрадного певца и конферансье В. Ф. Коралли, который два года проработал в труппе Сун Сиу-Ли в начале 1920-х, китайский артист учился в Европе, гастролировал по разным странам, владел английским, французским, немецким и итальянскими языками((Коралли В. Это было вчера // Советская эстрада и цирк, 1981, № 6, с. 26-27.)).

В 1916 году труппа, где он работал, была приглашена в Россию директором цирка Соломонского И. С. Радунским((Cоздатель и руководитель клоунского ансамбля Бим-Бом, его сценическим псевдонимом было имя Бим.)). Позже Сун Сиу-Ли работал в цирках Чинзелли, Труцци, Стрепетова, Ефимова и Киссо((Памяти Сун Сиу-Ли // Советский цирк. 1960, №11, с. 15.)). Выступал он на сцене под именем Сиу-ли, но почему-то как японец «из острова Цейлона»((Театр и кино. 28.01. 1917. №5, с. 4.)).

Когда началась Октябрьская революция 1917 года, Сун Сиу-Ли работал в Москве. Директор их труппы предложил всем быстро уехать из России, однако, по воспоминаниям В. Коралли, «Си У-ли, приняв русскую революцию всем сердцем, решил остаться. Собрал небольшую труппу и вот ходит теперь с ней по русским дорогам, веселит и удивляет жителей русской земли. Он предполагал вообще остаться в России. И, действительно, вскоре принял советское подданство»((Коралли В. Это было вчера // Советская эстрада и цирк, 1981, № 6, с. 26-27.)).

С 1936 по 1960 год Сун Сиу-Ли работал в государственных цирках Советского Союза. Два самых известных его номера на балансирование подробно описаны в книге С. М. Макарова.((Макаров С.М. Влияние китайских артистов на развитие российского цирка))

С 1933 года он начинает выступать со своей дочерью Кримгильдой Сиулиевной Сун (псевдонимы – Инза Сун и Инга Сун). Работая сначала помощницей отца, в 50-х годах она уже стала главной исполнительницей иллюзионного номера, а также выступала с номером, «в котором отгадывала мысли зрителей на расстоянии».((Макаров С.М. Влияние китайских артистов на развитие российского цирка)) После ухода Сун Сиу-Ли на пенсию, Инза работала вместе со своим мужем Г. Д. Агароновым. Внук и правнук Сун Сиу-Ли также стали цирковыми артистами. Внук Игорь Георгиевич Агаронов – жонглер и иллюзионист, а правнук выступает как клоун-эксцентрик.

Умер Сун Сиу-Ли в 1960 году в Киеве, где и был похоронен.

Ван-Ю-Ли — фокусник и красноармеец

Следующий герой нашего рассказа Ван-Ю-Ли Михаил (Тинсан) Иванович. Его судьба заслуживает целого романа, но пока можно пересказать лишь то, что нашлось. Источники не всегда надежны, но есть надежа, что эта тема тоже дождется своего исследователя, и мы прочтем увлекательную статью о судьбе Ван-Ю-Ли и его коллег.

Ван-Ю-Ли родился в 1892 году в городе Тяньцзинь (в книге Макарова С. М. указана провинция Хэбэй). В одиннадцать лет он попал в бродячий цирк: сначала был учеником фокусника, а затем стал выступать как самостоятельный артист-фокусник, акробат и жонглер. Побывал вместе с труппой на севере и юге Китая, в Японии, Корее и Индокитае. В Россию Ван-Ю-Ли, также как и Сун Сиу-Ли, приехал с небольшой цирковой труппой в 1916 году. Выступал в основном в маленьких провинциальных цирках.

Неизвестно, где Ван-Ю-Ли застала Октябрьская революция, но в 1918 году он оказался в Пензе. В этом городе на кирпичном заводе работало немало китайцев, которые организовали «красноармейский отряд из 127 человек»((Марков Е. Одним путем с Ван-Ю-Ли// Советский цирк, 1961, №2)), в который вступил и Ван-Ю-Ли. Вот как описывает Е. Марков его «боевой путь»: «он воевал на Восточном фронте под Сызранью. Потом был переброшен в Воронеж, в составе 14-й Красной Армии освобождал Украину от деникинцев. Как и большинство китайцев-красноармейцев, он тогда не знал русского, но знал, кто его враг. Только ранение в ногу под Дебальцевым вынудило отважного красноармейца покинуть строй. Выздоровев, он вернулся в свой полк, воевал с махновцами».((Марков Е. Одним путем с Ван-Ю-Ли// Советский цирк, 1961, №2))

После гражданской войны Ван-Ю-Ли вернулся на арену цирка. В 1937 году он создал своей знаменитый номер «Китайские игры». Для участия в номере Ван-Ю-Ли пригласил китайских артистов, которые в то время работали в СССР, среди них были «Ван Зе-Вей, Дун Цин-Фу, Ся Ю-Шан (Ся Ю-Шань), Ван Цин-Цзи, Чжан Хай-Тин, Хо и др».((Подробн. см. С.М. Макаров. Влияние китайских артистов на развитие российского цирка))

Хорошо бивший контру Ся Ю-Шан

Один из артистов номер «Китайские игры» — Ся Ю-Шан — оказался в России все в том же 1916 году, но, в отличие от Сун Сиу-Ли и Ван-Ю-Ли, он приехал в качестве чернорабочего на строительство мурманской железной дороги, а потом работал на лесозаготовках под Тирасполем.

После Октябрьской революции вступил в ряды Красной Армии. Вот как Ся Ю-Шан вспоминает то время: «Мы, китайские рабочие, с оружием в руках стали под Красное знамя Великого Октября. Плечом к плечу с нашими братьями – русскими рабочими и крестьянами дрались мы с общим врагом – белогвардейцами и интервентами».((Командарм Якир. Воспоминания друзей и соратников. М, 1963))

Ся Ю-Шан служил в 45-й дивизии, 2-й бригадой этой дивизии командовал Г. И. Котовский, а начальником дивизии был И. Э. Якир. Ся Ю-Шан воевал на южном фронте и под Петроградом, служил в военной комендатуре в Одессе, участвовал в советско-польской войне и в подавлении выступлений в Украине. По его воспоминаниям, китайский батальон участвовал в разоружении «банды махновцев», после которого на привале произошел небольшое диалог между Якиром и Ся Ю-Шаном:

«Внимательно глядя в лица китайских бойцов, начдив (И. Э. Якир – примеч. автора) спрашивал нас о самочувствии, настроении, питании. Подоспевший переводчик товарищ Ян Сан помог объясниться, и разговор стал более оживленным.

К концу беседы начдив обратился и ко мне:

— По родине скучаете?

Я сразу ответил:

— Сильно скучать некогда, надо хорошенько бить контру, — и, энергично махнув рукой в сторону врага, добавил, стараясь говорить чисто по-русски: — Нужно, надо прямо туды.

Эта неожиданная в устах китайца фраза вызвала у многих улыбки на лицах.

Попрощавшись и уже уходя, начдив что-то сказал командирам. Как мне потом передали, товарищ Якир сказал:

— Плохо знают китайские товарищи русский язык, но отлично знают, за что бьются с врагами и проливают кровь.

И действительно, мы знали, с кем и за что дрались.»((Командарм Якир. Воспоминания друзей и соратников. М, 1963))

За свою службу в рядах Красной Армии Ся Ю-Шан был «зачислен в списки ветеранов 45-й Краснознаменной Волынской дивизии и получил удостоверение «Красный партизан».((Марков Е. Одним путем с Ван-Ю-Ли// Советский цирк, 1961, №2))

Чем занимался Ся Ю-Шан сразу после окончания гражданской войны до того, как его пригласил в свой номер Ван-Ю-Ли, точно сказать сложно, в своих воспоминаниях он пишет только, что проработал сорок лет (где точно не указано), из них девятнадцать в «Союзгосцирке»((Видимо, имеется в виду Главное управление цирками, которое было создано в 1936 году, так как «Союзгосцирк» был организован позже, лишь в 1957 году, уже после того, как Ся Ю-Шан вышел на пенсию.)).

Чао Чин-со

Еще одним соратником Ван-Ю-Ли по цирку стал Чао Чин-со, также бывший красноармеец. Он вступил в ряды Красной армии в 1918 году в Перми, где работал грузчиком на шпалоделательном заводе. Пройдя краткий курс обучения военному делу, Чао Чин-со, видимо, был отправлен на подавление Ижевско-Воткинского восстания,((В статье Е. Маркова «Одним путем с Ван-Ю-Ли» в журнале «Советский цирк» 1961 года (№2) говорится о том, что бойцы отряда «Красный партизан», в котором служил Чао Чин-со, «были направлены на борьбу против белогвардейцев в Боткинский уезд». Однако Боткинского уезда в то время не существовало, но именно в августе 1918 году неподалеку от Перми вспыхнуло Ижевско-Воткинское восстание, в подавлении которого, по воспоминаниям и документам, участвовали и китайские красноармейцы (напр. см. Ситников М.Г. Воткинская народная армия: дневник операций и персоналии //Иднакар: методы историко-культурной реконструкции: По следам Ижевско-Воткинского восстания. 2016, №3 (32), с. 61-160. Дело в том, что китайцы зачастую использовались в Красной армии в карательных целях, их посылали на выполнение сложных боевых задач, что обычно заканчивалось потерей до половины личного состава (Каменских М.С. Становление и развитие китайской этнической группы на Среднем Урале в конце XIX – начале XXI века. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Екатеринбург, 2011, с. 24).)) после чего отряд вернулся в Пермь. Однако 24 декабря Сибирская армия Р. Гайды смогла захватить этот город, и третья Красная армия была почти разгромлена.((Подробн. см. Ратьковский И. «Пермская катастрофа» Красной армии и становление стратегии террора железного Феликса//Quaestio Rossica, 2016, т. 4, №2, с. 109-108.)) Е. Макаров пишет: «Бойцы вынуждены были под огнем противника уходить из Перми по тонкому льду Камы. Многих товарищей недосчитался тогда Чао Чин-со. Одни погибли под пулями, другие утонули, провалившись под лед».((Марков Е. Одним путем с Ван-Ю-Ли// Советский цирк, 1961, №2))

У прикамского села Торица стоит памятник китайским красноармейцам, которые были то ли убиты во время боев, то ли расстреляны во время белого террора в декабре 1918 года. Когда же наступление А. Колчака было остановлено, Чао Чин-со участвовал в контрнаступлении Красной Армии на Пермь, а затем на Нижний Тагил. В одном из боев он был ранен и впоследствии демобилизован из армии. О периоде его жизни до приглашения в труппу Ван-Ю-Ли также ничего неизвестно.

Дун Ци-Фу

Последним артистом из труппы Ван-Ю-Ли, о котором хоть что-то известно, был Дун Ци-Фу (Василий Иванович). Правда, он проработал в этой труппе совсем недолго. По отрывочным сведениям, он учился в Китае оперному искусству, выступал на площадях и рынках с цирковыми номерами, в основном, фокусами и акробатическими номерами, а в 1916 году вместе с труппой Ван-Ю-Ли оказался в России. Работал сначала с Ван-Ю-Ли, но то ли в конце 30-х, то ли начале 40-х годов начал выступать самостоятельно со своими номерами, в которых также участвовали его дети.

Во время Великой Отечественной войны семейство Дун Ци-Фу оказалось в Омске, где построило деревянный балаган со сценой для собственных выступлений. По свидетельству Людмилы Дикуль, по воскресеньям там устраивали до 17 представлений в день. В 1951 году их павильон был национализирован, а все артисты перешли работать в государственное управление цирками.((Дикуль Людмила. Дун Ци-Фу))

Ван-Ю-Ли, Ся Ю-Шань и Дун Ци-фу стали основателями цирковых династий в России. Сын Ван-Ю-Ли Тинсан (Александр) Михайлович был гимнастом на першах, а также работал в «Уголке Дурова» в Москве как дрессировщик обезьян. Его дочь Ольга продолжила дело отца и выступает с обезьянами, а также она недавно подготовила номер с дрессированными доберманами.

Александр (Тинсан) Михайлович Ван Ю Ли (род. 08.10.1948 г.) – дрессировщик, эквилибрист на першах. Источник: set613
Александр (Тинсан) Михайлович Ван Ю Ли (род. 08.10.1948 г.) – дрессировщик, эквилибрист на першах. Источник: set613

Сыновья Ся Ю-Шана Юрий и Юлан выступали вместе с отцом в труппе Ван-Ю-Ли. После распада аттракциона «Китайские игры» Юлан Ся Ю-Шан создал свой номер «Восточные игры», где также выступала его дочь Вера.

В семье Дун Ци-Фу на сцену выходили его дети Виктор, Владимир, Вадим и Галина. Впрочем из всех детей в цирке остался лишь Владимир. Поначалу он работал в номере своего отца, а затем выступал как эквилибрист на моноцикле.

Братья Уан-Зо-Ли и Ван-Тен-Тау

Ранее упомянутого Владимира Валентиновича Уан-Зо-Ли вы можете узнать по фильмам: он довольно много снимался в кино практически до самой смерти. Последние фильмы, в которых он играл –»Сердца трех» (1993) и «Ермак» (1996). Самая же популярная кинократина с его участием – «Джентельмены удачи», где он сыграл начальника колонии.

Родился Владимир Уан-Зо-Ли в Иркутске в 1909 году в семье врача. Годом раньше появился на свет его брат Сергей. Вскоре семья перебирается в Москву. С. М. Макаров пишет, что мальчики, увидев как-то выступление китайского цирка «Лю-Кум-Хай», сбежали из дома и вскоре начали выступать в этой цирковой труппе.

По другой версии, Владимир Уан-Зо-Ли закончил в 1926 году Государственную студию киноискусства и с 1927 года стал выступать вместе с братом Сергеем на арене цирка с китайскими номерами. Где он обучался цирковому искусства, правда, неизвестно. Вероятно, в начале 30-х годов китайский артист Ван Ша-Джи помог братьям завершить цирковое образование, и они подготовили совместно несколько интересных номеров((Макаров С. Влияние китайских артистов на развитие российского цирка)). Однако в 40-х годах братья разошлись и стали выступать раздельно. Для того же, чтобы их не путали, старший брат Сергей поменял свою фамилию, став Ван-Тен-Тау (Ван-Тен-Тао).

Владимир Уан-Зо-Ли выступал в основном на эстраде, показывая номера в китайском стиле, а также снимался в кино. Во время Великой Отечетственной войны он работал в составе концертных бригад как жонглер-иллюзионист. В его наградном листе есть вот такая запись: «За время работы на фронте тов. Уан-Зо-Ли выступил более чем в 1500 концертах, принимаясь повсеместно фронтовой аудиторей с неизменным успехом. Благодаря высокого актерского мастерства тов. Уан-Зо-Ли стал одним из популярнейших актеров на фронте, известным всему рядовому и офицерскому составу». Был дважды ранен в 1942 и 1944 году, второй раз тяжело. За работу в частях армии был награжден орденами Отечественной войны I и II степени. Он также имеет медаль «за оборону Москвы».

После войны работал в Москонцерте, показывая цирковые номера на эстраде. Одно время выступал с сыном Александром, однако тот поменял профессию и стал саксофонистом. Немало снимался в кино, но в основном во второстепенных ролях. Умер в Москве в 1998 году.

Старший брат Владимира Уан-Зо-Ли Сергей познакомился в начале 20-х годов с братьями Бартенс (Василий Бартенев и Николай Антонов). Видимо они и стали его первыми учителями циркового искусства. Сергей стал работать акробатом сначала в труппе Мартини, а потом в цирке Лю-Кум-Хай, где выступал со своим младшим братом. После того, как братья решили выступать врозь, Сергей Ван-Тен-Тау создал свой номер «Китайский аттракцион», с которым долгое время и выступал на сцене. Во время Великой Отечественной войны, так же как и брат, активно участвовал в концертах на фронте, был награжден орденом Красной звезды: «т. Ван-Тен-Тау – один из ведущих исполнителей Московской эстрады, исполнитель оригинального жанра, пользуется большим успехом у фронтового зрителя.»

После войны создал своеобразный вид иллюзорного жанра «Китайские миниатюры». В 50-е годы начал работать в московской группе «Цирк на сцене», с которой много гастролировал по Советскому Союзу и за рубежом. В 60-е годы, видимо в связи с ухудшением советско-китайских отношений, он меняет свою программу и показывает иллюзионистские вариации на бурятские темы. Многие номера были придуманы им самим. Например, в журнале «Юный техник» за 1992 год раскрываются секреты одного из его популярных номеров.

Сергей Ван-Тен-Тау, также как и его брат Владимир, снимался в кино. Правда, ролей у него намного меньше. В 60-е годы увлекся живописью. Умер в Москве в 1979 году. Один из его учеников создал сайт, посвященный своему учителю. На нем можно посмотреть редкие фотографии из его семейного альбома.

Конечно, список китайских артистов, работавших в советском цирке, намного больше. Сохранились даже кое-какие записи их выступлений.((Вот запись выступления семьи Ван-Фу-Ки, о которой я лишь знаю то, что они жили в Москве, и точно известно, что до сих пор жива одна из сестер Ван-Фу-Ки Нелли.)) Но о жизни этих артистов написано слишком мало, а то, что написано, также нуждается в серьезной проверке, учитывая то, что материалы относятся, в основном, к эпохе советско-китайской «дружбы» 50-х годов прошлого века.

Для заглавной иллюстрации использован афиша цирка Кьярини на гастролях в Японии. Источник: MIME search

Топография китайской Москвы

История китайцев в Москве

  1. Китайские имена даются в том написании, которое было принято в первой половине ХХ века. []
Фото аватара

Автор: Анастасия Усова

Усова Анастасия закончила Институт стран Азии и Африки по специальности "история Китая", всегда занималась русско-китайскими отношениями: интересовалась культурой русской эмиграции в Харбине в 30-е годы ХХ века, а потом сменила ракурс и написала диссертацию об истории китайцев, маньчжуров и дауров в Зазейском крае во второй половине XIX века. Вела разнообразные курсы по истории Китая в Российском университете дружбы народов и Институте стран Азии и Африки. Два года жила в Шанхае и увлеклась архитектурой этого города. Но интерес к истории жизни китайцев в России не ослабел до сих пор.