11 сентября на экраны китайских кинотеатров выходит очередная версия истории о девушке по имени Хуа Мулань, отправившейся на войну вместо своего отца. По этому сюжеты в Китае было снято как минимум три полнометражных художественных фильма, первым из которых стала картина 1928 года с юной Ли Сяцин в главной роли. В рамках рубрики «Кантонцы» мы рассказываем историю жизни этой яркой актрисы и первой в истории Китая женщины-авиатора.
Имя китайской актрисы Ли Сяцин (李霞卿) на кантонском диалекте звучит как Ли Ячин. Родилась девочка 16 апреля 1912 года в деревне Эньпин (恩平), которая сейчас является районом городского подчинения города Цзянмэнь в провинции Гуандун. С детства она отличалась умом, чуткостью, красноречием и смелостью, ответственностью и вниманием к мелочам. Всё это, а также актёрский дар и железный характер позволили ей ещё до совершеннолетия стать популярной китайской актрисой, а в зрелом возрасте — первой женщиной-пилотом в стране.
Семья Ли Сяцин отличалась прогрессивными взглядами и тягой к активной жизненной позиции. Бабушка будущей актрисы и авиатора, родившаяся на нынешней границе Макао и Чжухая, Сюй Мулань (徐慕兰, ? -1922) приходилась племянницей известному китайскому промышленнику из Гуанчжоу Сюй Жуну (徐润, 1838-1911) и сестрой революционерке Сюй Цзунхань (徐宗汉, 1877-1944). Отец, Ли Иншэн (李应生), тоже был известным в Кантоне человеком. Согласно семейной истории, 25 октября 1911 года Ли Иншэн вместе с младшим братом совершили покушение на генерала цинской армии. На тот момент войска как раз дислоцировались в Гуанчжоу, и тем самым семья Ли Сяцин внесла свою лепту в дело революции.
После политических перемен, семья перебралась в Шанхай, где отец устроился старшим переводчиком в полицейском участке французской концессии. Затем он сдружился с китайским кинорежиссёром Ли Миньвэем (黎民伟), рождённом в Японии, но проживавшем долгое время в Шанхае и Гонконге. Вместе в феврале 1926 года они открыли киностудию Minxin Film Company в Шанхае: Ли Миньвэй отвечал за художественные аспекты съемок, а Ли Иншэн отвечал за финансы, занимал пост генерального директора компании и председателя совета директоров.
Для съёмок первого же фильма под названием «Чистая, как нефрит, и прозрачная, как лёд» (玉洁冰清) на роль помещичьей дочери потребовалась девушка лет 14-15. Тогда жена Ли Миньвэя именитая актриса Линь Чучу (林楚楚) вспомнила о юной дочери генерального директора. Поначалу Ли Иншэн опасался, что Ли Сяцин не хватит актерского опыта, но после уговоров друзей дал согласие. В результате Ли Сяцин, которая никогда прежде не снималась в кино, впервые появилась на большом экране под сценическим псевдонимом Ли Даньдань (李旦旦).
Фильм произвел фурор в Шанхае, получив высокие оценки киносообщества. Позже юная Ли Сяцин снялась в таких фильмах отцовской киностудии как «Дух мира» (和平之神), «Поэт с мыса» (海角诗人), «Певица из дальнего края» (天涯孤女), «Глубокая любовь, тяжёлый поцелуй» (五女复仇), «Западный флигель» (西厢记), «Мулань идёт в армию» (木兰从军). Так за несколько лет юная девушка обрела популярность и стала настоящей кинозвездой: по результатам первого национального опроса 16-летняя Ли Сяцин вошла в семерку самых популярных актрис Китая.
В 1929 году, после того как Minxin Film Company слилась с Hualian Film Company, а экономическая ситуация в стране усугубилась, Ли Сяцин в возрасте 17 лет завершила карьеру кинозвезды и отправилась со своим отцом (по некоторым данным — с молодым мужем) в Европу.
Работа с творческими людьми и общение с иностранцами, без сомнения, оказали влияние на мировоззрение Ли Сяцин — она решила попробовать то, чем всегда интересовалась. Сначала девушка училась в частной школе в Великобритании, а в 1933 году пошла на лётные курсы в лётной школе Cantana в Женеве, Швейцария. Два года спустя она перевелась в авиационную школу Boeing в Окленде, штат Калифорния, США, и получила лицензию пилота.
Под руководством опытных инструкторов она быстро продвинулась в мастерстве пилотирования. Однако 15 мая 1935 года во время совершения мёртвой петли над аэропортом Окленда из-за неплотного зафиксированного ремня безопасности её внезапно выбросило из кабины. Ли Сяцин быстро сориентировалась и успела раскрыть спасательный парашют, приземлившись в заливе Сан-Франциско. После шума, который поднялся вокруг её персоны, поработав над ошибками она была принята в Американскую ассоциацию женщин-авиаторов, а также присоединилась к символическому клубу Caterpillar — для пилотов, вовремя воспользовавшихся парашютом. Харизматичная китаянка стала знаменитостью — о ней писали в газетах, издавали комиксы.
Прославившись в Америке и помня о бедственном положении дел на родине, в конце 1935 года Ли Сяцин вернулась в Китай. В следующем же году она получила от китайского правительства лицензию пилота и провела авиашоу в Шанхае. Тогда же она совершила два дальних перелета из Шанхая в Чжаньцзян и из Бейпина в Чэнду, утвердившись в звании первой женщины-пилота в Китае.
Когда 13 августа 1937 года случилось нападение на Усун и Шанхай и началась Японо-китайская война (1937-1945), Ли Сяцин отправилась применять полученные знания в школах спасателей и лагерях беженцев.
В начале 1939 года известная женщина-пилот по специальному приглашению снова отправилась в США, чтобы обучать местных пилотов. В частности, она посетила Нью-Йорк, Вашингтон, Баксу, Сан-Диего, Солт-Лейк-Сити, Лос-Анджелес и другие города для сбора средств в помощь Китаю, надеясь, чтобы общественное мнение подтолкнет правительство США оказать действенную помощь Китаю.
В 1940 году Ли Сяцин посетила некоторые страны Южной Америки с целью сбора средств на антияпонскую борьбу. К примеру, в Перу она управляла военным самолетом на часовом авиашоу, собрав на благотворительные цели 40 000 юаней, крупную по тем временам сумму. Работала она и в Канаде. Как и прежде, все заработанные средства женщина отправляла на родину.
В начале мая 1946 года Ли Сяцин вернулась в Шанхай, откуда направилась в Гонконг, чтобы воссоединиться со своим отцом. После основания КНР в 1949 году она возвращалась в небо в основном в развлекательных целях, иногда совершала полёты в Сингапур и Бангкок, тем не менее, большую часть времени проводя в Гонконге. Через несколько лет она всё же перебралась в Сан-Франциско, где и жила до самой смерти.
Кроме титула «первой женщины-пилота», актрису из Кантона называют также первой китаянкой, прыгнувшей с парашютом, первой женщиной-пилотом гражданской авиации Китая, а также первой женщиной-пилотом в Китае, установившей рекорд полетов на дальние расстояния.
Искренние образы, показанные юной девушкой в кино, переплелись в её биографии с прогрессивными взглядами, патриотизмом, смелостью и серьёзной напряженной работой в военное время.
Умерла Ли Сяцин в США в 1998 году в возрасте 86 лет. Однако в интервью современников встречаются мнения о том, что она умерла в 1945 году после несчастного случая, произошедшего из-за ошибки пилотирования. Эксперты считают, что путаница произошла из-за созвучия имён Ли Сяцин и другой китайской женщины-пилота того же возраста — Ли Юэин (李月英), с которой и произошла трагическая история.
Для заглавной иллюстрации использовано фото zazzle.co.uk.
Статьи о других знаменитых кантонцах
Господин Вампу — первый китайский консул, сингапурский бизнесмен и дипломат трёх стран
Чжэн Юйсю – киллер, феминистка и первая в Китае женщина-доктор наук
Юн Вин – от первого китайского студента в США до крупнейшего реформатора-западника и друга Марка Твена
Госпожа Чжэн — королева китайских пиратов, о которой не помнят в Китае
Фэн Жу – патриот, мечтатель и отец китайской авиации
Wǒ ❤ Magazeta
Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.