Азиатское современное искусство продолжает удивлять и приносить удовольствие своей новизной и интересной восточно-западной эстетикой. Недавно мне выпала возможность из закулисья понаблюдать за тем, как проходит в Гонконге ежегодная арт-ярмарка Asia Hotel Art Fair (далее AHAF) — место, где галеристы, художники, коллекционеры собираются и общаются в шикарных интерьерах отеля Mandarin Oriental, который на три дня превращается в обитель искусства.
AHAF проходит уже в четвертый раз; она была первой в Гонконге арт-ярмаркой, проведенной в стенах отеля. С тех пор AHAF остается флагманом подобных мероприятий и старается постоянно развиваться, привлекая все новые и новые галереи. Основной целью проведения арт-ярмарки в данном формате было вывести предметы искусства из безликих белостенных выставочных коробок, создать более теплую атмосферу вокруг выставки, а также на примере гостиничного номера показать коллекционерам, как можно демонстрировать арт-объекты в собственном доме. Если честно, когда я в первый раз услышала, что организаторы собираются размещать все в номерах, я отнеслась к этому довольно скептически: «Картины? В номере? Как они туда поместятся?» Однако, я глубоко ошибалась: все предметы искусства, в том числе те, что участвовали в специальной выставке, посвященной современной корейской скульптуре, прекрасно вписались в интерьер.
Кроме ознакомительной и коммерческой функций, AHAF также уделяет внимание образованию: первый день арт-ярмарки был насыщен авторскими лекциями, посвященными современному искусству. Кроме того, каждый день дважды проходил тур по всей арт-ярмарке (однако, надо отметить, он был доступен только для вип-гостей) с гидом, который рассказывал о галереях и художниках, представленных на выставке. Итак, несмотря на то, что формат арт-ярмарки предполагает довольно большую коммерциализацию проекта, поскольку он направлен на продажу арт-объектов, организаторы AHAF также стараются уделять внимание грамотности посетителей и коллекционеров.
Легко догадаться, что за таким событием стоит большая и напряженная работа большой команды людей. Мне удалось побеседовать с Джулиет (Корея), которая была ответственной за проведение арт-ярмарки в этом году.
— Джулиет, скажи пожалуйста, как появилась идея проведения арт-ярмарки в стенах отеля?
— Подобные арт-ярмарки проводятся в Европе, но в маленьких гостиницах и отелях. Мы же решили перевести это в более крупный формат и провести ярмарку в крупном отеле высокого класса, чтобы иметь возможность привлечь больше галерей и клиентов.
— В этом году ты являешься ответственной за проведение ярмарки. Скажи, что было самым сложным в организации?
— Самым сложным, пожалуй, было сделать так, чтобы каждая галерея следовала правилам отеля, и так как мы работаем с произведениями искусства, это делает галереи более чувствительными к каким-то определенным ограничениям.
— AHAF это в первую очередь коммерческое мероприятие?
— Это скорее смешение нескольких функций. Несмотря на то, что у ярмарки в первую очередь коммерческая основа, очень важной целью также является продвижение азиатского искусства, что мы и пытаемся сделать, собирая вместе большое количество галерей со всей Азии.
— В данной выставке могут принять участие только галереи или одиночные художники тоже имеют возможность отправить работы на экспозицию?
— Нет, к сожалению, мы работаем исключительно с галереями.
— Вы организуете AHAF только в Гонконге или же данное мероприятие проходит и в других городах?
— Каждый год мы организуем AHAF два раза: в феврале в Гонконге и в августе в Сеуле.
Что касается галерей-участников, мне хотелось бы особенно отметить галереи из Гонконга и Японии. На мой взгляд, они представляли наиболее креативные и гармоничные работы. Было также несколько галерей из России (King’s Gallery из Москвы и Lazarev Gallery из Петербурга), которые тоже привезли очень достойные произведения. Что касается художников, подборка довольно разнообразная: от начинающих и совсем еще неизвестных широкой публике до таких монстров современного искусства как Такаси Мураками (Takashi Murakami) и Чжан Сяоган (Zhang Xiaogang). Некоторые галереи экспонировали западных художников: среди прочих были представлены Марк Шагал и Пабло Пикассо.
Надеюсь, мой небольшой обзор будет полезен интересующимся современным азиатским искусством. Следующая арт-ярмарка пройдет в этом году в Сеуле, а в Гонконге стоит ожидать этого через год, в следующем феврале. Возможно, событие не настолько грандиозное как Art Hong Kong, однако, не менее интересное и весьма своеобразное.