Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.
Развлекательный центр «Малый мир»
Адрес: 234 Fuyou road (открыть в baidu map)
Год постройки: 1916
Нынешнее состояние: ресторанный комплекс (оригинальный только фасад)
Как многие улицы в старом городе, изначально Fuyou Road была каналом, прорытым по прямой линии к северу от Храма городского бога и Сада Радости. В 1906 году обмелевший канал закопали и превратили в дорогу, а в 1916 году на ее южной стороне вырос дворец досуга «Цюаньечан» (劝业场). Следуя моде на укрупнение, по всему городу в то время появлялись торговые центры вместо магазинов и развлекательные центры, в которых соседствовали все виды времяпрепровождения, от массажа до оперы.
Центр «Цюаньечан» делал упор на развлечения для широких масс. Разные действия разворачивались на разных этажах: на первом был театр теней, фокусники и пьески с молодыми актрисами, на втором – торговые киоски и закусочные, на третьем – театральные представления с женским составом, на пятом – все жанры китайской оперы и инструментальной музыки. Были также бильярдные и небольшой зверинец, а на крышу был водружен платный телескоп. Впрочем, вид с крыши был хорош и без дополнительной оптики, ведь отсюда виднелись кроны старых деревьев и остроконечные крыши Сада Радости.
«Цюаньечан» быстро стал считаться самым крупным развлекательным центром в Шанхае, ежедневно принимая до 10 тысяч посетителей. По подозрительному стечению обстоятельств всего через полтора года после открытия здание сгорело дотла. Хотя оно было немедленно выстроено заново, к тому моменту во Французской концессии уже открылся более крупный центр «Великий мир» («Дашицзе»), и заведению в китайском городе присвоили нарочито скромное название «Малый мир».
Несмотря на растущую конкуренцию, «Малый мир» продолжал считаться кузницей кадров в китайском театральном мире и привлекать заезжих знаменитостей. В ноябре 1922 года Альберт Эйнштейн с женой просмотрели здесь оперный спектакль в жанре «куньцюй». В 1925 году центр стал показывать китайские кинофильмы, но главный упор остался на традиционную оперу.
Успех театра-мультиплекса в китайском городе не остался незамеченным, и вскоре хозяин «Великого мира» гангстер Хуан Цзиньжун прибрал к рукам и «Малый мир». Смена руководства повлекла и смену атмосферы: в сводках 1930-х годов упоминаются хулиганы и попрошайки, оккупировавшие входы в здание.
Во время японской оккупации в бывшем развлекательном центре был обустроен приют для гражданского населения, а в 1945 году он превратился в многоэтажный рынок для сбыта американского армейского обмундирования. До наших дней от прежнего «Малого мира» дошел лишь фасад, а внутри здание полностью переделано в современные рестораны и фаст-фуд.
Для заглавной иллюстрации использован рисунок из книги China, Its Marvel and Mystery (1909).
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь
Wǒ ❤️ Magazeta
Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.