Изящные декоративные ворота в виде параллельных арок обычно настолько впечатляют туристов, что те невольно тянутся за фотоаппаратами. До недавнего времени здание находилось под строгой охраной, и сторожевые у ворот строго размахивали руками, запрещая фотографировать. Турист 1930-х годов получал еще более магическое впечатление от высоких фигур полицейских-сикхов в красных тюрбанах и с саблями за поясом, стоявших навытяжку по бокам сказочного портала. Портал действительно вел в запредельный мир, но тем миром была городская тюрьма.
Тюрьма «Тиланьцяо» 提篮桥监狱
Адрес: 138 Changyang Road (открыть в baidu map)
Год основания: 1897
Нынешнее состояние: в процессе реконструкции
Французы называли ее китайской Бастилией, американцы – восточным Алькатраcом, а русские эмигранты – шанхайской Бутыркой. В 1930-е годы шанхайская городская тюрьма была самой большой в мире. Здесь на квадратном квартале в Хункоу одновременно размещались более шести тысяч заключенных, большинство из которых отбывали длительные сроки – от года до 15 лет. В охране служили русские из волонтерского корпуса и сикхи из английской полиции.
Тюрьмы для иностранцев появились в Шанхае вскоре после того, как здесь поселились сами иностранцы – в середине 19-го века. Поначалу они размещались в небольших помещениях при консульствах и полицейских участках. С ростом города и его населения потребовались более просторные места заключения. Кроме того, шанхайский иностранный муниципалитет надеялся показать выгодное отличие перевоспитания на западный манер от изощренных пыток, которыми издавна славилась Поднебесная.
В 1897 году началось строительство городской тюрьмы для иностранцев и китайцев на краю Международного сеттльмента на нынешней Changyang Road. Расширение и увеличение тюремного комплекса продолжались до 1935 года. В законченном варианте тюрьма занимала более 70 тысяч квадратных метров. За высокой стеной расположились шесть корпусов, лазарет, администрация, общежития для охраны, кухонный блок, мастерские и исправительная школа для мальчиков. Имелся также зал для исполнения смертных приговоров, где в качестве мрачной инновации люк под виселицей соединялся непосредственно с моргом этажом ниже.
Иностранцы и китайцы, отбывавшие заключение, были осуждены, как правило, за тяжкие преступления, совершенные на территории Международного сеттльмента – грабежи, похищения людей, убийства и торговлю наркотиками. Если китайские узники исчислялись тысячами, то число иностранцев во все годы колебалось в районе полусотни, и они содержались в отдельном блоке в лучших условиях. Преобладали, конечно, мужчины: единственная англичанка (отбывавшая, кстати, пожизненное заключение) была переведена в Англию в 1935 году.
Описание условий содержания в шанхайской тюрьме не сильно шокирует современного читателя: прошедший век значительно повысил планку толерантности жестокости. Бесконечные коридоры с клетями вдоль стены, скопированные с сингапурской колониальной тюрьмы. Одиночные камеры, в которых теснились по двое, были размером около 5 квадратных метров. Из обстановки – лишь полати с тонкими матрасами и одеялами, привинченный к стене стол-полка и вонючая дыра в полу для отправления естественных потребностей.
Из архаичных дисциплинарных мер стоит отметить строгое соблюдение тишины: любые попытки разговоров с сокамерниками или персоналом моментально пресекались ударами дубинок. Отбой в 8 вечера, подъем в 6 утра; получасовая прогулка молча. Раз в неделю – еле теплый душ. Одна библиотечная книжка и один иллюстрированный журнал в неделю. Баланда –в худших английских традициях, кофе не отличается от чая, зато каждому полагается кружка пива в день. При наличии семьи и друзей можно получать с воли сигареты и домашнюю еду.
Обзор учреждения, напечатанный в австралийской газете в 1938 году, провозгласил: «Даже не верится, что здесь содержатся опасные преступники. Между зданиями – аккуратно подстриженные газоны, камеры просторны и освещены, заключенные здоровы и ухожены. Их кормят дважды в день, преподают им английский и ремесла. Говорят, поэтому многие не выдерживают шанхайской борьбы за выживание и специально возвращаются сюда». Журналист забыл упомянуть, что обучение ремеслам – это был по сути бесплатный труд по плетению циновок, набиванию матрасов, переплету книг и латанию колдобин. За всю историю тюрьмы лишь двоим заключенным морякам (американцу и англичанину) удалось договориться с китайскими охранниками и сбежать.
Во время военных действий в августе 1937 года тюрьма оказалась в зоне японских воздушных бомбардировок, и случайно попавшим снарядом убило двух заключенных. После переговоров нападающая сторона проявила необычную гуманность: полтысячи престарелых заключенных были отпущены на волю, а когда вскоре военные действия перешли в стадию уличных боев, обе стороны продолжали избегать нанесения ущерба тюрьме.
Впрочем, гуманность милитаристов ограничилась этим инцидентом. В годы оккупации японское правительство бросало в городскую тюрьму подпольных борцов освободительной армии, диссидентов и коммунистов. В то время получить срок означало почти неминуемую гибель от тифа или туберкулеза. Русский доктор Виктор Смольников, практиковавший в Шанхае в военные годы, описал случай из практики, когда все четверо конвоиров, зашедших в Муниципальную тюрьму на полчаса, чтобы сдать новую группу заключенных, слегли с тифом, и двое вскоре умерли.
После поражения Японии роли поменялись: сидеть в тюрьму отправили японских военных преступников в ожидании трибунала. В годы коммунизма тюрьма использовалась в привычном качестве пенитенциарного учреждения, а вот в наши ее ждет неожиданный поворот. Обычно тюремную архитектуру трудно представить в другой роли, но сейчас весь комплекс закрыт на реставрацию, после чего он обещает возродиться в роли бизнес-центра.
Для заглавной иллюстрации использовано фото улицы за тюрьмой (Kunming Road) в 1945 году. Источник: книга China from the Eyes of the Flying Tigers 1944-1945
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.
Бизнес-центра? Вот это поворот
очень интересная статья! обожаю ваши очерки про архитектуру!