Yanqing Road – одна из самых уютных и характерных улочек в бывшей Французской концессии. Раньше она носила название рут ГрушИ (Route Grouchy), а значительную часть населения здесь составляли русские обитатели, которые проживали в «бордингах» (пансионах) и называли район по-русски, «грУши». В эмигрантском сообществе, в большинстве своем состоявшем из лиц без гражданства, имелось большое количество объединений и организаций, а со временем появился и Клуб советских граждан.
Клуб советских граждан
Адрес: No. 10 Lane 18 Yanqing Lu // 延庆路18弄10号 (открыть в baidu map)
Год постройки: 1926
Нынешнее состояние: жилой дом
6 марта 1937 года в красивом особняке в глубине квартала на рут Груши произошло торжественное открытие Советского клуба. На открытии собралось более трехсот советских граждан; выступал генеральный консул И. И. Спильванек. Разговоры о создании клуба велись давно, и наконец, в начале года Консульство СССР приобрело подходящее помещение. 16-комнатный особняк был выкуплен у его первоначального владельца – американского архитектора по имени Генри Кумин (Henry Cumine), который выстроил его в 1926 году и долгое время проживал в нем со своей семьей. Переделывая дом под Советский клуб, декораторы обрамили окна красными гардинами, а на стены повесили картины с русскими пейзажами.
Приглашенные на открытие журналисты англоязычной и русской прессы одобрили комфорт и убранство помещений, а также огромный сад, где были оборудованы два теннисных корта и волейбольная площадка. Они отметили также великолепный буфет и с удовольствием чокались за успех второй пятилетки бокалами с крепкими розовыми коктейлями. На гала-концерте в честь открытия участвовали артисты балета из театра «Лайсеум» и хор из 25 человек. «Под конец церемонии, — писала газета «Новая заря», — хор исполнил ходячий в СССР марш «Веселых ребят». Во время последовавшего ужина играл оркестр джаз, под который советская молодежь усиленно танцевала фокстроты и блюз».
Ансамбль молодого джазмена Олега Лундстрема, недавно перебравшийся в Шанхай из Харбина, «нашумел» (по собственному выражению артиста) в Советском клубе на рут Груши. Изобретательные аранжировки советских мелодий покорили не только членов клуба, но широкую публику в крупнейшем зале Сеттльмента — «Парамаунт». Лундстрем продолжал «шуметь» и у себя дома: проживая в пассаже по соседству с Советским клубом, он репетировал в своей комнате с открытыми окнами, наполняя ритмами джаза весь район.
В Советском клубе выступал певец Александр Вертинский, что возмущало белоэмигрантскую общественность. Русское сообщество Шанхая, в целом аполитичное, тем не менее в большинстве своем сохраняло антисоветский настрой. Поэт Валерий Перелешин выразил эти противоречия в стихах:
«В конфликте двух архиереев
На чьей вы были стороне?
Чем вы питались в ХарбинЕ,
Не ткав, не пряв, не жав, не сеяв?
И для спасенья ли души
Ходили в клуб на Route Grouchy?»
Чтобы достучаться до юных сердец, в здании на рут Груши сформировался «Клуб советский молодежи», члены которого пользовались теннисными кортами и волейбольной площадкой. Для всех остальных были библиотека, кинотеатр, выставочный зал, лекторий, шахматные турниры, ресторан и танцевальная площадка. Мужчины допускались в ресторан только в галстуках, которые можно было одолжить у секретаря. Новогодний карнавал в Советском клубе был легендарным: столы ломились от икры и лососевой нарезки, а алкоголь лился рекой, что впечатляло даже иностранцев, избалованных светской жизнью в Шанхае.
За праздничной мишурой руководство клуба не забывало о цели организации – «из простого держателя советского паспорта выработать подлинного советского человека, истинного патриота великой Родины». Сервисы клуба были доступны всем «постоянным гостям», но членами могли быть только лица принявшие советское гражданство либо подавшие заявку на него и получившие квитанцию из консульства, так называемые «квит-подданные». Им приходись обязательно посещать политические секции и кружки по изучению марксизма.
По воспоминаниям Танкреда Голенпольского, посещавшего клуб после школы, «стерильный мир советского» был отдушиной от шанхайской реальности с ее классовым и расовым расслоением. Делая доклады о мировом империализме перед лицом консульских наставников, бывшие эмигранты осваивали советский жаргон, но по словам историка П. Балахшина, «все являлись заговорщиками, все знали, что происходит надуманная, фальшивая игра, через которую надобно пройти, как через неприятный, но необходимый ритуал».
Сделав ставку на хлеб и зрелища, клуб легко завоевывал сердца публики и членство в клубе быстро росло. Через полтора года существования 16-комнатный особняк на рут Груши не вмещал всех желающих, и клуб переехал в трехэтажное здание на авеню Фош (ныне Middle Yan’an Road; здание не сохранилось). В прежнем здании Советского клуба несколько лет размещался частный китайский санаторий, а теперь здание жилое.
Для заглавной иллюстрации использовано фотография мозаичного пола в бывшем Советском клубе. Источник: Didier Pujol
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.