Семиэтажный кирпичный дом на углу West Nanjing Road и North Shaanxi Road так гармонично интегрирован в пейзаж, что не выглядит надстроенным, но изначально он был трехэтажным. В 1927 году владелец здания, инвестор Джеймс Ли (Li Shuxiong厉树雄), отправился в Европу изучать архитектуру и вернулся с идеей перестройки и укрупнения здания.
Здание «Пинъань» // 平安大楼
Адрес: 1191 West Nanjing Road / 南京西路1191号 (открыть в baidu map)
Год перестройки: 1929
Нынешнее состояние: жилой дом и магазины
Над проектом работал датский инженер Элгин Эрик Свенсон (Elgin Erik Suenson). Хотя его архитектурная контора не оставила заметного наследия в Шанхае, она стала инкубатором местных талантов. Именно здесь набирался опыта молодой архитектор Дун Даю (Dong Dayou 董大酉), который впоследствии получил крупный заказ на создание нового городского центра в Цзянване.
Свенсону же достался небольшой проект по надстройке старого здания, который он изобретательно воплотил в 1929 году. Здание было укреплено и надстроено до семи этажей при помощи армированного бетона, лишь недавно вошедшего в арсенал строителей. Чтобы избежать сноса старой конструкции, ее законсервировали внутри. В новой высотной секции здания разместилось 20 пятикомнатных квартир, а на нижнем этаже разместились магазины и кафе, выходящие на улицу.
Самым прославленным из них было немецкое кафе «Федераль» под бессменным руководством Карла Фидлера (Carl Fiedler). Многие считали, что именно здесь делают лучшие в городе медовые пирожные, марципан и алфавитное печенье, облитое шоколадом. Серьезную конкуренцию составляло только кафе «Кисслинг», расположенное неподалеку, но именно в кафе «Федераль» любила творить писательница Чжан Айлин (张爱玲), главный биограф старого Шанхая. Впрочем, ключевую сцену своего рассказа «Вожделение» (色·戒), который лег в основу одноименного фильма, писательница поместила в конкурирующее кафе «Кисслинг», потому что там была потертая обстановка и тусклое освещение. Кафе «Федераль» больше не существует, но его уголок воспроизведен в натуральную величину в Шанхайском музее кино.
В 1930-е годы метаморфозы углового здания продолжались. В городе пользовались успехом крупные торговые центры, поэтому в 1934 году нижний этаж был превращен в торговую галерею с угловым входом. Впрочем, ожидания не оправдались: в условиях инфляции и в ожидании начала войны горожане все чаще отказывались от шопинга в пользу зрелищ. Тогда в 1938 году венгерский архитектор Карл Гонда, специалист по кинотеатрам, перестроил галерею в кинотеатр «Аптаун» (Uptown Theatre) на 500 зрительских мест. Недорогой кинотеатр с неоновой вывеской тоже попал в рассказ Чжан Айлин «Вожделение», как место для тайных свиданий главной героини.
Под развлечения был отдан и подземный этаж здания: в июле 1940 года здесь открылся ночной клуб «Мандарин» (Mandarin Club), последний крупный клуб старого Шанхая. Его создал американский еврей Иосиф Скалицкий, известный как Джимми Джеймс – бывший военный моряк, приплывший в город в 1922 году «с улыбкой на лице и 14 долларами в кармане». Он тут же встал у плиты на Бродвее и быстро прославился незамысловатой и добротной американской кухней – яичница с беконом, тосты, стейки, крем-суп… За 18 лет в Шанхае Джимми из шеф-повара вырос до хозяина доброй дюжины заведений, самым долговечным из которых был ресторан «Jimmy’s Kitchen» в «Центральной аркаде», а последним из которых стал клуб «Мандарин».
На открытии клуба гостям предлагалось примерить маньчжурский кафтан и поучаствовать в фотосессии в шелковых интерьерах. Помещение было отделано красным деревом и обтянуто шелком; на сцене играл филиппинский ансамбль; публику развлекали дети-акробаты. В иностранном Шанхае нарочито китайский стиль воспринимался как экзотика, но из-за скудного военного времени вместо люкса получился китч. Это не помешало клубу «Мандарин» стать самым популярным местом для свадеб и торжеств – правда, ненадолго. В 1942 году японский оккупационный режим ужесточился, и граждане стран антигитлеровского альянса промаршировали в лагеря для интернирования. Джимми Джеймс снова стал за плиту, теперь уже в лагерной кухне, а ночной клуб «Мандарин» перешел под японское руководство.
После поражения Японии в августе 1945 года лагеря открылись, Джимми вышел на свободу, но в ночной клуб «Мандарин» не вернулся, а отправился на родину. С приходом к власти коммунистов клуб закрылся, а вот кинотеатр «Аптаун» под своим китайским названием «Тайпин» (太平电影院) проработал вплоть до 2006 года.
Для заглавной иллюстрации использована фотография выступления акробатов во время открытия. Источник: A. T. Hull, Jr.
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.