Улица Даррока: американские миссионеры, китайские писатели и японские оккупанты

Район Хункоу меньше избалован вниманием туристов, чем центр Шанхая, но и здесь немало красивых улиц и памятных мест. Порталом в исторический район у парка Лу Синя традиционно служит пешеходная улица Duolun Lu (多伦路). Ее нынешнее имя лишь немного напоминает прежнее иностранное название – Darroch Road (произносится “дАрок”).

Переулок Duolun Lu в 1980-е годы. Источник: Guo Bo

Darroch Road // Duolun Lu // 多伦路

Адрес: Duolun L / 多伦路(открыть в baidu map)
Нынешнее состояние: пешеходная улица

Свое название улица получила в честь шотландца Джона Даррока, причем при его жизни. Даррок активно содействовал прокладке дорог в болотистом северном районе, считавшимся пригородом Шанхая. Его возмущал запущенный, окраинный дух и то, что в неказистых хибарах вдоль проселочных дорог размещались нелегальные бордели и игровые притоны. Даррок видел решение в городском благоустройстве: «Засыпьте канавы, расширьте проезжую часть, застройте дороги удобными зданиями, и вы увидите, как на смену непристойным заведениям придут приличные китайские магазины». Его желание было выполнено, канавы и болота постепенно исчезли, и в 1911 году в районе Хункоу появилась улица имени Даррока (Darroch Road).

Несмотря на то, что инициатива по благоустройству «крайнего севера» Шанхая исходила от иностранцев, он фактически находился за пределами Международного сеттльмента и являлся китайской территорией. В начале 1920-х годов по обе стороны Darroch Road выросли ряды аркадных домов и частные особняки китайских промышленников, политиков и банкиров, выполненные в причудливых иностранных стилях – испанско-мавританском, неоклассическом, необарокко… Собственно иностранцев здесь проживало немного, потому что отказаться от комфорта и развлечений центрального Шанхая были способны либо отшельники, либо миссионеры.

Рисунок церкви на обложке христианского журнала The Chinese Recorder

Именно миссионеры привнесли в облик улицы необычную китайскую ноту, возведя в ее центре новый пресвитерианский храм. Это Мемориальная церковь Фитчей (Fitch Memorial Church), по нынешнему адресу 59 Duolun Lu多伦路59号, получившая свое название в честь американских проповедников Джорджа и Мэри Фитч, которые провели в Китае полвека. Китайское название церкви – 鸿德堂 – содержит иероглиф из китайского имени Джорджа Фитча (费启鸿). Наследники проповедников также оплатили внушительную часть расходов на строительство.

Церковь во время постройки. Источник: qq.com

Яркий национальный архитектурный стиль для церкви был выбран специально, чтобы сократить путь к сердцам китайской паствы. Проект выполнил шанхайский архитектор Ян Силю (杨锡镠, S. J. Young), впоследствии прославившийся дизайном крупного танцевального комплекса «Парамаунт». Мемориальная церковь Фитчей открылась в октябре 1928 года при скоплении более тысячи паломников. Помимо религиозных мероприятий при храме действовала школа и организовывались благотворительные обеды и детские праздники.

Мемориальная церковь вскоре после открытия. Источник: Shanghai Sunday Times
Внутреннее убранство. Источник: qq.com

Одновременно с возникновением очередного очага христианства, на улице Darroch Road витали светские идеи социализма и свободы от империалистического гнета, которые будоражили умы китайских писателей, журналистов и критиков. Именно на этой улице и в близлежащих переулках проживали молодые писатели Го Можо, Мао Дунь, Е Шэнтао, Лу Синь – творческая элита Китая. Они избрали этот район, во-первых, из-за его периферийности, чтобы не попадаться на глаза рьяным антикоммунистическим патрулям националистов, а во-вторых – чтобы быть ближе к шанхайскому «Маленькому Токио», где в японских книжных магазинах и кафе шел обмен прогрессивными идеями и обсуждались задачи современности.

Очная ставка на Darroch Road во время расследования убийства японского офицера в 1936 году. Источник: North-China Herald

Однако под влиянием японской агрессии на севере Китая сгустились тучи и над Шанхаем. Мирное сосуществование культур было нарушено в январе 1932 года, когда под надуманным предлогом японские войска ворвались в Хункоу и взяли район под свой контроль. Характер Darroch Road поменялся. На северном конце улицы выросли унылые японские казармы, занявшие целый квартал. Кафе-читальни сменились на специальные солдатские бордели, работавшие под протекцией японской якудзы. В узких переулках стали происходить стычки китайских партизан с японскими часовыми, у ворот особняков стали взрываться самодельные бомбы, китайские бандиты стали под шумок похищать мирных бюргеров с целью выкупа, и, наконец, прямо на улице произошло несколько дерзких политических убийств.

Бывшие японские казармы в наши дни, по адресу 2121 North Sichuan Road. Источник: 上海老房子俱乐部

Террористы, бандиты и оккупанты почти не отличались целями и методами. 29 января 1932 года вооруженные японцы в форме и в гражданском ворвались в Мемориальную церковь Фитчей, избили китайского пастора Цзян Шисюя (蒋时叙) и его жену и утащили их в неизвестном направлении. Командованию якобы поступил донос, что в церковной школе разучивались антияпонские песни. Пресвитерианская миссия задействовала все каналы давления, вплоть до дипломатического, но расследование застряло на месте и священники так и не были найдены.

Под сводами церкви Фитчей. Источник: qq.com

Создатель улицы Джон Даррок не дожил до конца оккупации и умер в 1941 году. Церковь Фитчей возобновила работу после снятия оккупации, но закрылась с наступлением Культурной революции в 1966 году. В 1990-е годы она вернулась к религиозной деятельности, а улица Duolun Lu была расчищена и приукрашена для туризма, став визитной карточкой района.

Мемориальная церковь на Duolun Lu. Источник: qq.com

Для заглавной иллюстрации использована фотография японских казарм в 1933 году. Источник: Boston Museum of Fine Arts

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.

2 комментария

  1. Екатерина, спасибо большое за такую интересную и познавательную статью. Восхищаюсь всеми Вашими профессиональными увлечениями. Получил большое удовольствие от прочтения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *