Дом «Central Mansions” и казино «Колесо»

В числе порочных развлечений старого Шанхая часто упоминаются азартные игры. К услугам жителей и туристов были конные скачки на Ипподроме, собачьи бега на Канидроме, ставки на исход боксерских матчей и состязаний в «хай-алай» в Аудиториуме, а для любителей ночных бдений были полулегальные игорные салоны с рулеткой, баккара, блек-джеком и игровыми автоматами. Самое знаменитое иностранное казино города сейчас совершенно забыто, а ведь оно до сих пор стоит в центре города, на углу улиц West Nanjing Road и Taixing Road.

Современный вид здания “Central Mansions”. Источник: 外滩以西

Дом «Central Mansions” / 中央公寓

Адрес: 931-941 West Nanjing Road / 南京西路931-941号 (открыть в baidu map)
Год постройки: 1926
Нынешнее состояние: бутик-отель, магазины

Здание, в котором находилось казино «Колесо» (The Wheel) создал Александр Иванович Ярон, российский архитектор-эмигрант. Незадолго до этого он объединился с испанцем Абелярдо Лафуэнте (Abelardo Lafuente) в архитектурную фирму «Лафуэнте и Ярон». Все работы партнеры подписывали вместе, но в своем резюме Ярон указал, что именно он спроектировал пятиэтажный офисный дом и руководил его строительством.

Архитектурная студия в здании “Central Mansions”; спиной к стене сидит сын Ярона (дизайнер); в дверях стоит Лафуэнте. Источник: архив семьи Лафуэнте

Строительство было закончено в 1926 году и здание назвали «Central Mansions”. Внизу открылся салон по перепродаже подержанных автомобилей, на второй этаж въехал офис фирмы «Лафуэнте и Ярон», выше были квартиры в аренду; там же жили архитекторы. Наибольшая активность велась на этаже под крышей, куда мексиканец Карлос Гарсия по прозвищу Игорный Король привез три рулеточных стола, чтобы открыть казино. Ярон лично руководил переоборудованием верхнего этажа в игорный дом, убрав межкомнатные перегородки и превратив несколько помещений в один большой зал для рулетки; в остальных 15 комнатах разместились кабинеты для игры в карты.

Вид на здание и на верхний этаж с казино из окна апартаментов Медхерст. Источник: Flickr LJ Chan

Гарсия был давним другом архитектора Лафуэнте: раньше он держал игорный дом «Риц» на севере города, за чертой Сеттльмента. Каждый вечер в доме «Central Mansions» закрывались автосалон и конторы и начинали крутиться барабаны рулеток. «Колесо» было одинаково популярно среди иностранцев, китайцев и «евразийцев» (полукровок). Самыми азартными игроками были клерки из транспортных и импортно-экспортных контор. Богатая прослойка иностранного общества тоже захаживала в «Колесо», хотя для виду осуждала пагубные привычки. Праздные жены и дочери из приличных европейских семей появлялись в казино сразу после ужина, подъезжая к неприметному входу в нанятых авто с задернутыми шторками. Поток клиентов через скромную боковую дверь не иссякал до утра.

Вход в казино, сфотографированный перед полицейской облавой в 1929 году. Источник: Shanghai Times

В «Колесе» рекой лилось бесплатное шампанское, всех угощали бутербродами, а проигравшие приглашались к столику менеджера, чтобы оформить кредит от заведения, после чего они возвращались к столам. Вконец разорившихся бесплатно отправляли по домам на такси, а утром к ним стучались «шрофы» (коллекторы), предъявляя «читы» (долговые обязательства) в пользу «Mr. G”.

Муниципалитет долго искал повод закрыть притон, однако Карлос Гарсия ухитрялся прикрываться правилами экстратерриториальности: на территории Сеттльмента каждый гражданин подчинялся законам той страны, подданным которой он являлся, а в Мексике не запрещались азартные игры. Время от времени облавы все же проводились, и во время одной из них полицейские насчитали на четвертом этаже 184 иностранцев и 55 китайских граждан. Игорный бизнес был таким прибыльным делом, что Гарсия с улыбкой платил все штрафы и даже заявлял, что готов платить их ежедневно.

Здание в 2000-м году после надстройки дополнительного этажа и полной перелицовки фасада. Источник: Flickr Cities in Old Days

Удача перестала улыбаться Игорному Королю в октябре 1929 года, когда Мексика отказалась от экстратерриториальных отношений с Китаем. Мексиканцы в Китае стали подчиняться местным законам, которые запрещали игорный бизнес. Полиция Сеттльмента тут же провела облаву на казино и конфисковала оборудование. Легендарное «Колесо» закрылось.

На слушании дела архитектор Лафуэнте клялся, что ни сном ни духом не ведал об игровом притоне у себя над головой. Гарсия настаивал, что сотни посетителей просто были его гостями. Он отрекся от всех «читов» на имя «Mr. G.», предоставленных многочисленными должниками. В результате Гарсия все же был признан организатором и сел в тюрьму на год. Освободившись, он взялся за старое и организовал подпольное казино на чердаке в кабаре «Фарренс». В 1940 году, не выдержав конкуренции и вымогательства со стороны японских оккупантов, которые открывали свои казино, он покинул Шанхай и отправился в Манилу.

Реклама ресторана “Кавказ” в здании в 1931 году. Источник: China Press

После ухода блистательного казино в здании больше не происходило ярких событий. В октябре 1931 года здесь открылся филиал ресторана «Кавказ» под руководством известного русского ресторатора С. Г. Котенко. На новом месте дела не заладились: через три года Котенко оставил прощальное письмо и исчез, вероятно, покончив жизнь самоубийством. Арендаторы продолжали сменяться – отель «Империал», пансион госпожи Уэст, танцевальная студия, шляпный салон… И даже спустя годы к зданию продолжали находить дорогу растерянные туристы, прослышавшие о легендарном «Колесе» от других путешественников.

Современный вид здания. Источник: gaocan88888 sina.com

Для заглавной иллюстрации использована проект здания “Central Mansions” на улице Bubbling Well Road, опубликованный в 1925 году. Источник: Лафуэнте и Ярон

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *