1933 Old Millfun: искусство вместо скотобойни

Скотобойня в Хункоу

Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.

Скотобойня в Хункоу
Узорчатые окна, покрывшие весь фасад, обеспечивали вентиляцию скотобойни. Источник: randomwire.com

Скотобойня в Хункоу

Общая площадь постройки: 31 700 кв. м
Адрес: 601 Liyang Road (открыть в baidu map)
Год постройки: 1933
Нынешнее состояние: развлекательно-потребительский комплекс 1933 Old Millfun

Скотобойня в Хункоу
Здание скотобойни на берегу канала. Источник: University of Wisconsin Milwaukee
Скотобойня в Хункоу
Аэрофотосъемка скотобойни в 1948 году. Источник: shanghai-map.net

Грандиозное здание бывшей скотобойни высится на берегу извилистого канала в северном районе Хункоу. Известное под названием 1933 Old Millfun, оно притягивает фотографов и архитекторов, которые без устали бродят по закольцованным лабиринтам из мостиков, балконов и перекрытий. Мощный эстетический эффект здания настолько его облагораживает, что оно словно взмывает над своим первоначальным угрюмым назначением. Но это ощущение обманчиво: при всей своей декоративности, здание строго утилитарно, и все архитектурные решения призваны создать эффективную «машину смерти» для скота.

Скотобойня в Хункоу
Скотобойня в Хункоу — эффективная «машина смерти» для скота. Источник: randomwire.com
Скотобойня в Хункоу
План скотобойни. Источник: Architecture Research Quarterly

Шанхайская скотобойня была спроектирована в начале 1930-х годов, когда во всем мире происходил переход от мелких забойных предприятий к крупным и механизированным. Это считалось более гигиеничным, экономичным и гуманным. Предприятия, подобные шанхайскому, появились одновременно в Лондоне и Нью-Йорке, но не дожили до наших дней.

Скотобойня в Хункоу
Здание в разрезе – забойный цех и стойла. Источник: Architecture Research Quarterly
Скотобойня в Хункоу
План здания. Источник: Architecture Research Quarterly

Для постройки скотобойни было выбрано место в недорогом северном районе, неподалеку от железнодорожной станции, чтобы сократить перегон скота, и невдалеке от главного рынка Хункоу, куда попадало разделанное мясо. Также в близкой досягаемости была дорога в Международный сеттльмент, где проживали иностранцы, основные потребители говядины и баранины.

Скотобойня в Хункоу
Фото забойного цеха в 1933 году. Источник: Architecture Research Quarterly
Скотобойня в Хункоу
Двери сохранили свои отметки. Источник: Lacasapark.com

Здание разработали англичане-архитекторы, служащие при Муниципальном совете, а воплотили проект китайские застройщики. Во внешнем прямоугольном здании, замкнувшемся вокруг кольцевого внутреннего, находились стойла и холодильные камеры. Внешние стены имеют полуметровую ширину и полости внутри для обеспечения стабильной температуры. Узорчатые окна, покрывшие весь фасад, обеспечивали вентиляцию, причем их ориентация на запад учитывала типичное направление шанхайского ветра, чтобы не разносить дурной запах по окрестностям. Это решение совпало также с пожеланием китайских наемных мясников, считавших, в западном направлении находятся главные буддийские святыни, помогающие перерождению душ животных.

Скотобойня в Хункоу
Живые и мертвые животные никогда не пересекались. Источник: randomwire.com
Скотобойня в Хункоу
Мостики были специально сделаны узкими, чтобы скотина не могла развернуться и пойти назад. Источник: randomwire.com

Замысловатый лабиринт мостиков и рамп воплощал новый принцип разделки туш, по которому живые и мертвые животные никогда не пересекались. Забой осуществлялся в вертикальной шахте в центре здания. Она соединялась с периферийными помещениями с помощью двадцати шести мостиков. По ним коровы и овцы загонялись в стойла на верхнем этаже и направлялись на бойню. Мостики были специально сделаны узкими, чтобы скотина не могла развернуться и пойти назад.

Скотобойня в Хункоу
Внешние стены имеют полуметровую ширину и полости внутри для обеспечения стабильной температуры. Источник: randomwire.com

Шершавые бетонные полы по всему зданию были призваны улучшить сцепление копыт на окровавленном полу, а их края обрамлены канавками для отвода нечистот. Свинобойня располагалась внизу здания, так как свиньи не могли подниматься по наклонным мостикам и традиционно подвозились в ящиках или в тележках.

Скотобойня в Хункоу
Рикши у выхода из здания. Источник: University of Wisconsin Milwaukee

В год открытия скотобойни Международный сеттльмент отчитался в забое 40 тысяч коров, 13 тысяч телят, 51 тысячи баранов и 35 тысяч свиней. Объемы забоя росли ежегодно, и вскоре по просьбе еврейского сообщества были добавлены помещения для кошерного забоя и молельня для сертифицированных мясников. Одновременно с этим растущий спрос китайского населения сеттльментов на свинину заставил увеличить свинобойные мощности. Скотобойня проработала до 1980-х годов, а в 2005 году зданию присвоили статус культурного наследия и переделали в развлекательно-потребительский комплекс 1933 Old Millfun.

Скотобойня в Хункоу
Теперь это культурное пространство. Источник: randomwire.com

Для заглавной иллюстрации использовано фото randomwire.com.

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь

Wǒ ❤️ Magazeta

Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.