В 1960-е в Китае была создана уникальная техника анимации — в стиле традиционной китайской живописи (水墨动画)1. В отличие от контурной анимации, изображение в китайской анимационной живописи не имеет ни четких границ, ни однородной заливки цветом. Помимо технических решений, традиционный колорит мультфильмов формируется за счет классических сюжетов, каллиграфических титров, традиционных мелодий в качестве музыкального сопровождения. Мы выбрали 8 фильмов, которые помогут проследить развитие анимационной живописи в Китае.
Головастики ищут маму (小蝌蚪找妈妈) — 1960 год
Это первый фильм в стиле анимационной живописи. Был создан под руководством известного китайского мультипликатора Тэ Вэя, который решил обратиться к традиционным китайским техникам рисунка после того, как работу его студии на Венецианском фестивале ошибочно приняли за советский мультфильм. На экране оживают картины китайского художника Ци Байши, все персонажи прорисованы согласно канонам традиционной китайской живописи, а фон больше похож на мокрую бумагу, по которой растекается тушь.
https://www.youtube.com/watch?v=BnikAGQphTg
Маленькая ласточка (小燕子) — 1960
15-минутная «Маленькая ласточка» режиссера Цянь Юньда (钱运达) вышла на экраны буквально сразу после мультфильма Тэ Вэя «Головастики ищут маму». Идеологически ангажированная история об уважении труда ценна не только педагогическим заветом. Добрый сюжет и мелодичное музыкальное оформление очаровывают, как и живописная картинка.
https://www.youtube.com/watch?v=_7hopvX4rz8
Пастушья свирель (牧笛) — 1963
Еще одна работа Тэ Вэя. Можно насладиться не только искусно выписанными тушью животными, но и услышать красивую традиционную музыку, написанную специально для этой анимационной работы. Если «Головастики ищут маму» были пробой пера, то «Пастушья свирель» вполне может претендовать на звание шедевра. В 1970 году мультфильм был удостоен главного приза Международного кинофестиваля в Оденсе (Дания), а в 1980 он был показан в США и Японии, где произвел сильное впечатление на зрителей и мультипликаторов.
Олений колокольчик (鹿铃) — 1982
Мультипликационный фильм У Цяна и Тан Чэна был снят по мотивам популярной легенды об Академии в пещере белого оленя. В центре сюжета история маленькой девочки, ухаживающей за раненым оленем, которого, несмотря на всю привязанность к ребёнку, зовёт дикая природа.
https://www.youtube.com/watch?v=_EeDtiIc0A4&t=55s
Впечатления от гор и вод (山水情) — 1988
Этот шедевр Тэ Вэя был создан после Культурной революции, во время которой он находился в опале. Помимо исключительных рисунков, фильм отличается и оригинальной озвучкой, для которой использованы лишь звуки флейты и ветра. «Впечатления от гор и вод» был удостоен нескольких китайских премий, а также призов на международных фестивалях: в Москве, Варне (Болгария) и Монреале (Канада).
Иволга, богомол и цикада (螳螂捕蝉) — 1988
В фильме Ху Цзиньцина обыгрывается китайская недоговорка «пока богомол ловит цикаду, его подстерегает иволга» (螳螂捕蝉,黄雀在后). Означает она, что мы порой так заняты незначительными целями, что не замечаем большей опасности.
Записки о персиковом источнике (桃花源记) — 2006
В 21-м веке китайские аниматоры не забывают уже ставшими классическими техники анимационной живописи. В 2013 году на 7-й триеннале современного искусства Азиатско-Тихоокеанского региона режиссёр Чэнь Мин представил свой 17-минутный анимационный проект «Записки о персиковом источнике», где использовал различные приемы: традиционную живопись тушью для создания фона и резьбу по бумаге — для действующих лиц.
https://www.youtube.com/watch?v=Grkobdx1HHM
Опьяневшая наложница (贵妃醉酒) — 2011
Эта работа режиссёра Ши И интересна уже тем, что в качестве сюжета использован фрагмент китайской оперы «Опьяневшая наложница». По сюжету любимая наложница Ян Юйхуань приходит в беседку на встречу с императором, который не сдерживает обещания и проводит вечер в компании другой. Расстроенная сообщением, девушка напивается, гневается на императора и плачет о своей несчастливой судьбе. Озвучивает мультипликационный фильм настоящий актер пекинской оперы Мэй Баоцзю, сын знаменитого Мэй Ланьфана.
Для заглавной иллюстрации использовано фото cq67.com.
Автор: Анна Кузнецова
Wǒ ❤️ Magazeta
Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.
- Шуймо дунхуа также называют акварельной анимацией или анимационной живописью [↩]