Глава вторая
Император У Ди открывает границы
В период Враждующих Царств (279 году до н.э.), Цин Сянван, правитель царства Чу, отправил генерала Чжуан Цяо с важной миссией — открыть переход в юго-западные земли и укрепить стратегические позиции государства Чу.
Через месяцы долгого пути войско, наконец, расположилось на берегу озера Дяньчи (Dianchi), окруженного обширными плодородными почвами. Но когда генерал был готов отправиться в обратный путь с донесением об успешном походе, оказалось, что за это время войска царства Цинь захватили Ба (Сычуань) и Циань (Гуйджоу), и полностью отрезали все пути к возвращению в Чу. В унынии и отчаянии генералу и его людям пришлось «надеть местные наряды и следовать местным традициям», и отныне «относить себя к местным жителям и осесть на берегах озера Дяньчи».
Согласно историческим записям Чжуан Цяо был первым человеком из Центральной равнины, чья нога ступила на землю Юньнани. Он принес с собой передовые технологии того времени, и помог ускорить экономическое и социальное развитие этого региона. Древние люди говорили, что западнее Елан (Yelang) и озера Дяньчи были территории отпрысков Чжуан Цяо. Это утверждение вполне может служить подтверждением его исторических заслуг.
Примерно через 50 лет после того как Чжуан Цяо открыл «Диань» (Юньнань), царство Цинь захватило шесть соперничающих царств Центральной равнины и объединило их в Китай. Для укрепления своих огромных завоеваний император Цинь Шихуанди начал строить радиальные системы дорог с центром в Сяньян (Xianyang). Юго-западные регионы были ключевыми в этой системе. По приказу императора, Чан Е построил «дорогу в 5 чи шириной» (1чи=1/3 метра) через высокие горы из Ибинь (Yibin) в Сычуане в Цюйцзин (Qujing) в Юньнани. Эта дорога дала возможность экспортировать юньнаньских лошадей и домашний скот в Сычуань и импортировать сычуаньские скобяные изделия в Юньнань. Постоянные взаимодействия с Центральной равниной обусловили скачок в развитии юньнаньской экономики.
Но династия могущественного циньского императора оказалась слишком короткой. Империя просуществовала лишь 15 лет, развалившись среди штормов народных восстаний и придворных интриг.
Социальные потрясения вновь разорвали связи между Юго-западом и Центральной равниной.
После установления династии Западная Хань, случились мирные 60-70 лет, период «национального восстановления» и динамичной консолидации. До 140 года до н.э., когда Лю Че взошел на трон как император У Ди, экономика Центральной равнины процветала. Исторические отчеты утверждали, что «монеты в государственной казне были рассыпаны в несчетном количестве, потому что они долгое время висели в связках невостребованными, и, в конце концов, срывались с веревок; и что зерно в зернохранилищах было навалено в горы, переполняя хранилища через края, и покрываясь плесенью». Это благоденствие обеспечило условия Императору У Ди для дальнейшего расширения своих владений на юго-запад.
Чтобы усилить контроль над народами Юго-запада, в 135 году до н.э. Император У Ди назначил Тан Мен и Сима Сянжу гражданскими министрами, чья миссия, кроме прочего, была рекрутировать десятки тысяч работников на строительство дороги. Сегодня любой, кто путешествовал между провинциями Сычуань и Юньнань может себе представить, какая это была невероятно сложная задача. Для обеспечения строительства люди должны были носить продовольствие и материалы за сотни километров в горы, и, что еще хуже, в пути им приходилось отбиваться от постоянных нападений «Ман-И» (варваров). Вскоре огромная цена этого проекта сделала гражданских министров объектами порицания, несмотря на то, что они делали все, что могли, чтобы «открыть путь в тысячу ли через горы». В тот момент император решил приостановить свой план расширения юго-западных границ.
Дорога оставалась незаконченной, но культурные взаимодействия между Дали и Центральной равниной получили новое развитие.
Сима Сянжу был известным литературным деятелем династии Западного Хань. Его поэма «Любовь Феникса», с романтическим описанием идеальной любви и брака между духом и прекрасной девушкой стала популярнейшей историей, с удовольствием рассказываемой и пересказываемой; а его невероятная ученость принесла ему особые похвалы. Бесчисленные желающие с разных концов страны съезжались, чтобы обучаться под его руководством. «Хроника Дали Фу в период Цзяцзин» написанная Ли Юаньян, ученым династии Мин, повествует о том, что когда Сима Сянжу поехал в Жошуй (Ruoshui), два человека из Дали — Джан Шу и Шен Лань поехали за ним, чтобы изучать китайскую поэзию под его руководством. Вернувшись в Дали, они передали полученные знания своим деревенским собратьям, и написали впоследствии книгу «Бьющееся сердце», которая тоже дошла до наших дней. Этих двух людей вполне можно назвать самыми первыми распространителями культуры Хань в Дали.
Несмотря на то, что Император У Ди приостановил строительство юго-западной дороги, эта идея не покидала его. В 112 до н.э. один из его придворных вернулся из дипломатической миссии в западные регионы, и в своем докладе заявил, что видел одежду и бамбуковые шесты сычуаньского производства, проезжая по Дася (современный Афганистан), а попали эти изделия туда благодаря существованию торгового пути из королевства Синдху (Индия). (Эта дорога была ничем иным, как «южной частью Великого шелкового пути»). Слушая этот доклад, У Ди в конце концов принял решение взять в свои руки торговлю с западными регионами, достроив дорогу.
Но возобновленное строительство опять не пошло гладко, местность была заблокирована куньминскими кланами, проживающими вокруг озера Эрхай. Чтобы победить эти народы, владеющие умением вести морские сражения, У Ди приказал вырыть в столице Чанань (Сиань) «Куньминское озеро» в форме озера Эрхай, и проводить там боевые учения. Благодаря этому историческому казусу теперь во всем Китае хорошо известна фраза: «Хань начинает морские учения».
По прошествии 30 лет правления в 109 году до н.э. император У Ди наконец-то взял под свой контроль юго-западные земли, поделив их на округа. Основная территория современной Юньнани была под юрисдикцией командующего округом Иджоу (Yizhou). Столичный город Ею (Yeyu) находился на западном берегу озера Эрхай. Образование там Юньнаньского округа дает нам самое раннее упоминание названия «Юньнань», используемое в истории.
Несмотря на критику императора У Ди историками разных династий, все сходились к мнению, что он внес большой вклад в развитие экономики и культуры этого региона.
Во времена завершения правления династии Западной Хань, когда Центральная равнина страдала от постоянных разрушительных войн, Юньнань почти не изменила своего первоначального устройства. Во времена Восточной Хань для ужесточения правил в Западной Юньнани император Мин Ди в 96 году н.э. установил два новых округа Айлао (Ailao) и Бонань (Bonan) и изменил общее правление — теперь Дали отошло под юрисдикцию командующего регионом Юнчан.
Юго-западный регион находился под жестким контролем Центральной равнины больше 300 лет в периоды двух династий Хань, троецарствия, двух династии Цзинь и Южной и Северной династий.
В VI веке, когда правящая семья Цуань и другие сановники получили большую силу, регион Дали стал местом боя разнообразных военных сил за владение троном. И только во времена династии Тан, когда установилось царство Наньчжао, в Дали вновь начался экономический и культурный расцвет.
Глава третья
Восход Южного царства. Наньчжао
Наньчжао (Nanzhao) было локальным царством, основанным местными народностями во времена династии Тан, с центром на территории современного Дали. Оно существовало с Тан примерно в одно время, поддерживая экономические и культурные связи, но имея и военные конфликты , что однажды привело к потере двухсоттысячного войска в горах Цаншань и на берегах озера Эрхай. Этот факт производит впечатление на местных жителей и по сей день, и именно он является самым ярким и знаменитым моментом истории царства Наньчжао.
Но если мы проникнем глубже в историю Наньчжао, мы найдем и другие интересные факты, достойные упоминания и изучения.
Местность Дали, настоящий «лакомый кусок», территория ранней человеческой активности, в то время была местом борьбы разнообразных соперничающих племен и вождей, которые использовали окружающие горы и реки как оборонительные сооружения. К началу династии Тан на этой территории существовало около ста автономных, независимых друг от друга княжеств, шесть из которых были довольно крупными и сильными, их-то и упомянул в своей поэме Бай Цзюи.
Княжество Менше (Mengshe) было одним из них, оно взяло свое название от местности Меншечуань (ныне Вейшань (Weishan)). Еще его называли «Южное государство» (Наньчжао) из-за его южного расположения.
Как говорится в истории, Си Нуло, основатель Наньчжао, пришел из горной местности Аилао (Ailao), родины своих предков, которая теперь называется Баошань (Baoshan). В юности он со своим отцом перебрался в Вейшань, где пас скот у подножья гор Вейбаошань (Weibaoshan).
В истории говорится, что «…в 20-й год периода Чжэньгуан (646 год) танский генералиссимус Юньнани Чжан Лэцзиньцю вызвал вождей княжеств и кланов региона Эрхай к Железной колонне, для поклонения Небесам и создания альянса. Во время церемонии с верхушки колонны слетела резная золотая птица, села на правое плечо Си Нуло, и просидела там восемь дней. Вожди восприняли это как знак Небес и назначили Си Нуло главой альянса. Генералиссимус Чжан уступил ему свой трон и выдал за него замуж свою дочь». Отсюда до сих пор существует фраза: «Альянс Железной колонны».
В 649 году Си Нуло аннексировал царство Байцзы в современном Хунъянь в Миду (Hongyan of Midu). Вследствие чего Менше преобразилось из простого княжества в большое объединение княжеств. По одной из версий генералиссимус Чжан Лэцзиньцю сам уступил свой трон и выдал замуж за Си Нуло свою дочь, как описано в «Альянсе Железной колонны», но вот Ли Цзин, ученый династии Юань, в своих «Очерках хроник Юньнани» упоминает, что «… Чжан Лэцзиньцю был сброшен с трона меном (варваром)…».
Теперь трудно восстановить ход тех событий, но, в любом случае, государство было создано.
Трон Менше передавался подряд 13 поколениям правителей, которые наследуя этот трон, вели Наньчжао вперед по следам Си Нуло, и в конце концов оно стало могущественным государством.
В ранние годы династии Тан с Цинхай-Тибетского плато поднималось царство Тубо (Тибет): на севере оно вело военные действия против династии Тан за контроль над четырьмя городами Аньси (Anxi), на юге оккупировало Яньюань (Yanyuan) в Сычуане, и имело планы на Ченду, что несло неизбежную угрозу юго-западным землям династии Тан.
Располагаясь на узкой полосе между двумя этими силами, регион озера Эрхай был целью, за которую обе стороны безжалостно боролись.
Танский императорский двор понимал, что для того, чтобы получить полный контроль над этой территорией, для начала необходимо обеспечить региональное объединение, изменив существующую ситуацию, в которой каждое из княжеств и кланов вело свою политику, не согласованную с другими. Он начал выискивать клан, наиболее подходящий для объединения региона, чтобы в дальнейшем использовать эту территорию в качестве защитного буфера от нападений Тубо.
Выбор пал на Наньчжао. На этом фоне происходила освященная веками история «Сожженная башня Сунмин».
После того как Пи Луоге (правнук Си Нуло) взошел на трон четвертым поколением правителей Наньчжао, он решил уничтожить другие пять крупных княжеств. В день поклонения предкам (фестиваль Синху — фестиваль факелов) он заманил вождей всех княжеств на Вейшань, и сжег их в башне Сунмин (Songming).
Жена вождя Дендань госпожа Байцзе была добродетельной и находчивой, она чувствовала, что эта поездка опасна, и отговаривала мужа, но он все равно уехал. В дорогу Байцзе надела на руку своему мужу железный браслет. После того, как Пи Луоге, заманив вождей в башню под предлогом жертвоприношений, спалил их всех заживо, жены вождей в трауре собрались на пепелище, но только одна Байцзе смогла опознать останки своего мужа — по железному браслету.
Пи Луоге был наслышан о красоте и добродетельности Байцзе. После расправы над вождями он отправил войска осадить город Дэндань (современный Дэнчуань (Dengchuan)), чтобы принудить Байцзе выйти за него замуж. Но она покончила с собой раньше, чем пал город. В честь её добродетели город впоследствии был назван Деюань (Deyuan) (в переводе – «прекрасная добродетельная женщина»). До сих пор её почитают во многих деревнях народности Бай как богиню-защитницу, а печальная история «Соженная башня Сунмин» по наши дни передается от поколения к поколению.
В 680 году Тубо захватили город династии Тан Анжун (Anrong), и дела начали принимать неблагоприятный оборот. Множество княжеств и кланов, проживающих в регионе озера Эрхай, одно за другим стали сдаваться в плен новым завоевателям. Императорский двор вынужден был покинуть Яаочжоу (Yaozhou). Наньчжао также пришлось открыто сдать позиции Тубо, но все же удалось сохранить хорошие отношения и с Тан. И, более того, Царство Наньчжао продолжало платить дань императору династии Тан, а Пи Луоге даже получил от императорского двора титул «Принц Юньнани» непосредственно во времена падения города Анжун. Исторические записи недвусмысленно показывают, что в тот период дань была заплачена, по меньшей мере, три раза — в 722, 723 и 724 годах.
Чтобы изменить неблагоприятную ситуацию в регионе озера Эрхай, танский императорский двор поспешил применить прежнюю стратегию — объединить местные княжества и победить Тубо.
Наньчжао оказалось в неожиданной благоприятной ситуации. После долгих лет настойчивых усилий сойтись с императорским двором, Наньчжао было, наконец-то, выбрано в союзники, и теперь было готово присоединить к себе остальные племенные княжества.
Теперь, напрямую поддерживаемое танским императорским двором, Наньчжао стало вести завоевательные войны, в которых сначало разрушило Саньлан (Sanlang) и захватило Юэси (Yuexi), потом уничтожило Менси (Mengxi) и в конечном итоге приобрело полный контроль над регионом озера Эрхай. В 738 году Пи Луого было присвоено еще звание «герцог государства Юэ» и имя «Гуийи» — «возвращение справедливости». С того времени Наньчжао продолжило свое преображение в региональное государство, которому предстояло царствовать на юго-западе сотни лет. Его территории растянулись на западе до Паньсянь (Panxian) и Пуань (Pu’an) в Гуйджоу, на юге — до китайско-вьетнамской границы современной Юньнани, на востоке — до Нанга Парбат (Nanga Parbat), индийско-бирманской границы, на севере — до границы с Тибетом.
По сравнению со своими крупными соседями Наньчжао было в абсолютно невыгодном положении, как в финансовом, так и в военном смысле. И для того, чтобы держаться на плаву, оно должно было находить пути для поддержания стратегического партнерства с обеими силами. Так что искусство дипломатии всегда было сильно востребовано в этом государстве. По всем признакам Наньчжао всегда было расположено к династии Тан, и оно было готово терпеть все притеснения региональных губернаторов танского двора. Позднее, когда армия Тан стала нарушать границы, Наньчжао было вынуждено против своей воли поднять перчатку, и сокрушить двухсоттысячное войско противника под руководством Ли Ми. После войны в Наньчжао даже возвели монументальную арку в память павших танских солдат, а также, чтобы показать, что у них не было выбора, и что им пришлось вступить в бой, но они всегда верили в скорое примирение двух сторон.
Двор Наньчжао всегда ясно понимал, что среди государств Наньчжао, Тубо и Тан, именно последнее было наиболее развитым в экономическом и культурном смысле, и что если Наньчжао хочет быстро и успешно развиваться, оно должно вступить в экономические и культурные взаимодействия с династией Тан. И дела обстояли так, что именно потому, что Наньчжао само постоянно настаивало на политике тесного взаимодействия с Тан, и, соответственно, гарантировало гладкое слияние. Оно уже широко ассимилировало продвинутую культуру Хань и Тан и, в конце концов, образовало культуру Наньчжао-Дали.
И даже можно утверждать, что восход Наньчжао был скорее восходом культуры, чем режима.