Прибежище русских женщин в Шанхае

Дом русской женщины

Современный облик Шанхая — радикальное смешение стилей и эпох: традиционные постройки конца 19-го века и шикумэни начала 20-го, модерн и неоклассика, «плиточные» небоскребы 80-х и неофутуризм 2000-х. Это один из немногих китайских городов, прошлое которого можно проследить, прогуливаясь по его улицам. В совместном проекте Магазеты и Кати Князевой, автора книги Shanghai Old Town: Topography of a Phantom City, мы попробуем рассказать о самых знаковых постройках этого удивительного города.

Дом русской женщины
Ряд зданий, в которых располагался “Дом русской женщины” (справа). Источник: Katya Knyazeva

Дом русской женщины

Адрес: 38, Lane 48, Ruijin No. 2 Road (открыть в baidu map)
Год постройки: 1932
Нынешнее состояние: жилой дом

«Дом русской женщины» открылся в 1935 году по инициативе русской художницы Таисии Павловны Хомяковой. Двумя годами ранее она организовала учебную студию при газете «Шанхайская заря», где русские женщины могли за небольшую плату посещать курсы кройки и шитья, рукоделия, стенографии, английского и французского языков. Теперь же Хомякова организовала сбор средств на открытие приюта для бедных русских женщин.

Дом русской женщины
“Дом русской женщины” в 1935 году. Источник: Association for Moral and Social Hygiene

В 1935 году французская католическая община предоставила трехэтажную виллу внутри тихого квартала во Французской концессии. В доме были оборудованы четыре спальни, гостиная и столовая. Здесь могли одновременно проживать до 19 девушек. Вскоре Таисия Хомякова вышла замуж за председателя Французского благотворительного фонда Андре Жаспара, что позволило ей обеспечить финансирование «Дома» напрямую, не задействуя широкую публику и не травмируя постоялиц излишним вниманием прессы. Одним из щедрых спонсоров «Дома» был крупнейший шанхайский олигарх Виктор Сассун.

Дом русской женщины
Благотворительный комитет во главе с Таисией. Источник: North-China Daily News

Новости о «Доме» доносились до всех уголков эмигрантского мира, и в 1937 году парижская газета «Возрождение» написала: «Он является тем полезными учреждением, в которое попадают русские девушки и женщины, не имеющие здесь ни родных, ни друзей, и самое главное – никакого заработка. Для них он тот якорь спасения, который удерживает их от долгов и от опасности ступить на тот скользкий путь искушения, которое особенно сильно для девушек и женщин именно в Шанхае…»

Дом русской женщины
Обитательницы “Дома русской женщины” в 1938 году. Вторая справа – Наталья Ильина. Источник: Association for Moral and Social Hygiene

«Ступившие на скользкий путь искушения» могли не рассчитывать на приют: проживать в «Доме русской женщины» могли только безукоризненные с точки зрения нравственности девушки. При поступлении нужно было продемонстрировать медицинское свидетельство и рекомендательные письма. Зато обосновавшись в «Доме» постоялицы могли проживать вплоть до трех месяцев, не тратясь на аренду и питание и посещая все курсы женской студии. Благотворительный комитет помогал подыскивать им работу устраивая их секретаршами, нянями, массажистками и мастерицами в ателье.

Дом русской женщины
Один из дортуаров на первом этаже. Источник: Association for Moral and Social Hygiene
Дом русской женщины
Один из дортуаров. Источник: Association for Moral and Social Hygiene

Зимой 1937-38 годов к приюту в «Доме русской женщины» прибегла русская журналистка Наталья Ильина, впоследствии прославившаяся в Советском Союзе своими мемуарами о Китае. Ильина писала: «Куда бы делась я и другие обитательницы дома без этой возможности какое-то время прожить бесплатно? Шанхай — один из крупнейших портов мира, и сколько же там было баров, сколько кабаков, наполненных матросами разных национальностей; вот в один из этих кабаков проще всего было «деться» молодой русской эмигрантке. Богатые иностранные дамы и пришли на помощь своим «меньшим сестрам», давая им возможность не кидаться с отчаяния куда попало, а пожить спокойно, без особой торопливости подыскивая себе работу. Меня эти месяцы в доме выручили и многих выручили, но как же было тягостно жить на счет иностранной благотворительности! Построчные позволяли мне «супа для бедных» не есть, мне нужна была лишь крыша над головой, в доме я фактически только ночевала».

Дом русской женщины
Бывший “Дом русской женщины” в наши дни. Источник: Katya Knyazeva

С наступлением японской оккупации потоки финансирования от шанхайских меценатов оскудели и «Дом русской женщины» прекратил работу, а с приходом ко власти коммунистов здание превратилось в коммуналку.

Для заглавной иллюстрации использовано фото дортуара в мансарде. Источник: Association for Moral and Social Hygiene.

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Wǒ ❤️ Magazeta

Вам понравилась наша статья? Возможно, она будет интересна и вашим друзьям — поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.

1 Комментарий

  1. Супер-материал, молодцы какие Ма-газетчики! Уникальные кадры, хороший текст! Спасибо огромное!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *