10 декабря – Тянь Хань

Тянь Хань (田汉, 1898–1968)

Тянь Хань (田汉, 1898–1968)

Продолжая рубрику “Занимательный тоталитаризм”, сегодня мы расскажем еще об одном герое эпохи трудового перевоспитания.

Его звали Тянь Хань (田汉, 1898–1968), и был он человек-оркестр. Он выступал драматургом и художественным критиком, поэтом и писателем, видным деятелем культуры и искусства, создал более 80 пьес, около 900 стихотворений и 10 киносценариев. В 1921 году вместе с Го Можо (郭沫若) он основал творческое сообщество, ратуя за реформы в искусстве и жизни.

Как истинный социалист-романтик, он вступил в коммунистическую партию в 1932 году и впоследствии создал одну из первых революционных опер “Шторм на реке Янцзы” (扬子江的暴风雨, 1935), рассказывающую о нелегкой жизни шанхайских докеров. В том же году на экраны выходит фильм, созданный по сценарию Тянь, «Дети шторма» (风云儿女). Это история двух друзей, объединившихся в борьбе против японских захватчиков. Специально для фильма Тянь Хань написал песню “Марш добровольцев” (义勇军进行曲), известную сейчас каждому китаисту во всем мире — в 1949 году “Марш…” стал официальным гимном Китайской Народной Республики.

Десятилетие признания, уважения и активного творчества закончилось с культурной революцией, в самом начале которой Тянь Хань был изобличен как контрреволюционер, «ядовитый сорняк» на земле социализма. Поводом послужила историческая пьеса «Се Яохуань» (谢瑶环), героиня которой боролась с чиновничьим произволом в далекой эпохе Тан. 10 декабря 1968 года Тянь Хань умер в тюрьме той самой страны, что распевала гимн, написанный его рукой. До самой смерти он не мог понять, за что его осудили.

Я предлагаю вам посмотреть фильм «Дети шторма» и подумать. Хорошо подумать.

“Марш добровольцев” (义勇军进行曲)


видео на youku

«Дети шторма» (风云儿女)

http://www.youtube.com/watch?v=FjIwKIUrw6g
зеркало на youku

Фото аватара

Автор: Анна Потапова

Искусствовед-недоучка, кандидат патафизических наук. Контужена в голову китайским искусством ХХ в.

5 комментариев

  1. Небольшое отступление: Общество “Творчество”, а не творческое. Да, в принципе, за изменения они особо и не ратовали, вернее – реформа уже по факту состоялась, а они представляли один из двух вероятных путей развития – “искусство ради искусства”, на почве чего пикировались с Обществом изучения литературы, подняв говнсрач Пекин вз Шанхай на новый уровень.

  2. Так вот кто автор марша добровольцев! Спасибо за ссылки.
    А про Чжао Бэньшаня (赵本山), скромная просьба. можно?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *