Тату в Китае — больше, чем тату

В недавнем прошлом в китайском обществе татуировка ассоциировалась с чем-то запрещённым, криминальным, а отношение к людям с цветными рисунками на теле было неоднозначным. Причины этого отыскать нетрудно – исторически примитивные рисунки наносили заключённым, чтобы легче было отыскать их при побеге, а заодно предупредить честных граждан о том, что рядом с ними преступник. Зарубежные и китайские мастера считают, что сегодня тату – это не просто мода, но и средство самовыражения с характерными «китайскими» особенностями.

Ещё 3500 лет назад в тюрьмах осуждённым кололи линии и полосы на лице и руках, сходящиеся с увеличивающимся количеством «ходок» в подобие иероглифов. Назывались ранние татуировки в Китае мосин (墨刑, клеймение лица), в период династий Цинь и Хань употреблялось схожее название цинсин (黥刑, стар. клеймение преступника). Позже появились сюжеты, драконы и тигры, но краска была плохая, поэтому со временем цвет изменялся на синий или зелёный, а линии расползались. Обладатели рисунка дракона на спине у европейцев до сих пор часто ассоциируются с преступниками. Мастер Сун, более десяти лет практикующий искусство тату, комментирует это так:

«Конечно, значение изображений, например, дракона разнится в Европе и Азии. У нас это благородство, риск, мужество, а у вас – злость и разрушение. Раньше такой рисунок означал принадлежность человека к определённому слою общества, мафиозной группировке, но мне кажется, сегодня это уже устаревшие понятия. Сейчс это просто стильно».

Также «знаки» наносили и малые народности и племена. В Китае среди народностей, проживающих в горах провинции Юньнань, этнических групп палаунг (德昂), дулун (独龙), дай (傣), булан (布朗), дино (基诺), народности ли (黎) на острове Хайнань и некоторых других, татуирование лица и тела было традицией с незапамятных времён. К примеру, у племён провинции Фуцзянь, змея считалась тотемом, а нанесение её изображения на тело носило ритуальный характер и использовалось колдунами. Змея покровительствовала рыбакам, поэтому её, равно как и дракона, можно было увидеть, в первую очередь, на бортах кораблей.

tatoo 3
Представительница народности ли (黎) и её тату. Источник: www.baidu.com
tatoo 2
Представительница народности ли (黎) и её тату. Источник: www.baidu.com

В понимании современных китайцев тату всё же мало связано с магией и ритуалами. Красивые рисунки на коже стали атрибутом стиля байкеров и роковых красоток, как на западе, так и на востоке. В Китае татуируют чаще всего руки, запястья, спину, грудь и плечи, выводя драконов, змей, тигров, лошадей, орлов, пчёл, розы и другие растения и узоры. Самые популярные – по-прежнему драконы и тигры. Из иероглифов встречаются «терпимость» (忍), «любовь» (爱), «ненависть» (恨) и тому подобное. По словам мастера Суна, популярны среди молодёжи также и «семейные татуировки», которые молодожёны делают сразу после свадьбы.

«Если иностранцам нравится восточная экзотика и иероглифы, то китайцы, наоборот, иероглифам предпочтут что-то в европейском стиле. Попадаются клиенты, которые обязательно хотят что-то местное, национальное, патриотическое. Часто просят сделать тату как у «того известного спортсмена» или знаменитости. Сейчас набирают популярность тату в японском стиле, надписи и изображение персонажей мультфильмов».

Звезда китайского бадминтона Лин Дань и его тату
Звезда китайского бадминтона Лин Дань и его тату. Источник: sports.sohu.com

Весной прошлого года в китайском интернете разразилась дискуссия о том, этично ли в наши дни военным иметь татуировки. Несмотря на то, что совсем недавно учёными была доказана польза повторного татуирования, выражающаяся в укреплении иммунитета, в понимании широких народных масс через татуировку заносятся вирусы и болезни, а патриот не может себе позволить губить себя — ему надо страну защищать. Кроме того, среднестатистическому китайцу рисунки на теле говорят о бунтарском духе или преступном прошлом их обладателя, что не сочетается с имиджем военного. С 2012 года в Китае начали обращать внимание на смысловую нагрузку тату новобранцев. Если рисунок в достаточной степени патриотичен или сделан исключительно ради искусства, то шанс пополнить ряды военных велик.

«Тату — неплохой бизнес, это я понял с первых дней. В городах Китая обычно около дюжины приличных салонов, может быть до нескольких десятков в крупных городах. В последние 20 лет мастеров стало ощутимо больше. Если сравнить с обычной работой в офисе, то дело это очень прибыльное. Обычно у меня по 3-4 сеанса в неделю, сильно не устанешь», — отметил мастер Сун.

Образы моряков и военных в европейских фильмах положительно повлияли на укрепление и распространение культуры тату в разных странах мира в конце прошлого столетия, и в том числе в Китае. Особенно, по словам мастеров, стимулируют рынок тату-услуг военные события или катастрофы: люди хотят оставить память о трагических событиях и почтить память тех, кого потеряли, сделав несмываемый рисунок.

«У клиентов разные представления об искусстве татуировки, поэтому их волнуют разные вопросы, например, насколько это больно, дорого ли, можно ли будет свести и соблюдаются ли санитарные нормы при нанесении краски. Как мастер могу советовать вам при посещении салона в первую очередь обращать внимание на внешний вид рабочего места, соблюдение гигиены. Это – самое важное. Материалы, которые я использую – отечественные и зарубежные. Китай производит много краски для продажи в другие страны, качество очень хорошее, жаловаться не приходится».

С развитием науки и химического производства, мастера тату в Китае начали использовать всё лучшие материалы для нанесения рисунка, хорошо передающие цвета. В Лояне регулярно проводится международный фестиваль татуировок. Стоимость татуировки сегодня зависит от размера, материалов, опыта мастера и часто начинается от 50 юаней за сеанс.

Светлана, любитель тату, имеющая опыт работы мастером в Китае, имеет не самое лестное мнение насчёт квалификации китайских коллег:

«К сожалению, мне довелось сталкиваться с абсолютными дилетантами, имеющими большой стаж работы. Китайцы не привносят творческого аспекта, они просто копируют эскиз. Даже если недоработки очевидны, они всё равно копируют то, что есть. Надписи и картинки ни о чём мастеру не говорят, они не советуют какую позицию выбрать, какой цвет подобрать, как это будет смотреться.

Думаю, что это ментальные особенности и исключительно коммерческое отношение. Мастера из Индии, например, дают практические советы на будущее, рекомендации насчёт места и техники нанесения. Иногда клиент не знает и не может знать реакции кожи или изменения цвета краски. В Гималаях в простом салоне, где мастера работали на поток, я увидела, что им не всё равно, что будет на человеке. На Бали, например, сделать тату очень дорого, дороже, чем в Гонконге, зато качество работы впечатляющее. И в Китае, и в Гонконге есть ответственные мастера, но их днём с огнём не сыщешь».

Мастер Сун, однако, настроен менее категорично:

«Велик шанс найти хорошего мастера даже в небольшом китайском городе. Конечно, если говорить в общем, то европейские мастера – первые, азиатские мастера им сильно уступают. Китайцам и японцам ещё учиться и учиться. Дело не только в технике, но и в понимании искусства тату. При выборе мастера всегда нужно обращать больше внимание на его предыдущие работы, ни в коем случае не торопиться».

На вопросы Магазеты отвечали:
Mr. Song (宋先生) WeChat ID: (+86)13568804336
Светлана WeChat ID: Sveta_Inspiration

Для заглавной иллюстрации использована фотография Анастасии Шурыгиной (Avenz).

Фото аватара

Автор: Полина Струкова

Родом с Дальнего Востока, успела пожить на севере и на юге Китая, изучить мегаполисы и проехать по деревням южных провинций, получить PhD. Методист, преподаватель, переводчик, редактор, автор.