Сань Мао. Странствия, любовь и литература

САНЬ МАО. СТРАНСТВИЯ, ЛЮБОВЬ И ЛИТЕРАТУРА / Магазета

САНЬ МАО. СТРАНСТВИЯ, ЛЮБОВЬ И ЛИТЕРАТУРА / Магазета

Моей задачей было не составление подробной биографии с датами (их можно найти в других местах1), мне хотелось иного: несколькими яркими штрихами обозначить жизнь удивительной женщины, известной под псевдонимом Сань Мао, и познакомить с ней русского читателя.

Я познакомилась с Сань Мао почти случайно: в неистовом порыве скупая современную литературу в одном китайском книжном, я прихватила и сборник ее рассказов. Потом узнала, что эти рассказы – ее жизнь, самая настоящая, не придуманная. А погрузившись глубже в ее жизнь, увидела в ней родственную душу. Бывают в мире люди с удивительной судьбой и горячим сердцем, вечные искатели и странники, их сложно отнести к определенной нации, стране, профессии, потому что их дом – планета Земля, а главное занятие – жить. Так вот, Сань Мао, вернее Чэнь Маопин, – одна из них. Родилась на материковом Китае, выросла на о.Тайвань. Поехала учиться в испанский университет, после чего начались ее странствия по миру: Германия, Польша, Чехословакия, Дания, США… Она училась, подрабатывала на самых разных работах и во все глаза наблюдала за многоцветным разнообразным миром. Впоследствии она начнет фотографировать и вести заметки о своих путешествиях. Стремление описывать жизнь и окружающий мир через призму своего восприятия, скорее всего, и переросло впоследствии в писательство, чем так прославилась Сань Мао. Она сама считала себя вечной скиталицей, «блудной дочерью», потому взяла в качестве псевдонима имя невзрослеющего бродяги, главного героя популярных комиксов «Скитания Сань Мао».

Сань Мао в пути

История ее любви не менее удивительна, чем путешествия. Во время учебы в Испании Сань Мао, тогда еще Чэнь Маопин, познакомилась с испанцем Хосе, совсем юнцом – он был младше ее на 8 лет. Парень твердо решил добиться китайской красавицы, хотя в то время его ухаживания ни к чему серьезному не привели. В итоге она вернулась домой на Тайвань и стала преподавать философию в университете.  Там же познакомилась с немецким преподавателем, влюбилась и собиралась счастливо зажить с ним в браке. Но тут последовал первый удар судьбы: за день до свадьбы жених скончался от сердечного приступа. Вскоре Сань Мао уехала в Испанию. Там она снова встретилась с Хосе, который к тому времени отучился и возмужал. Они больше не расставались, началась самая счастливая пора в жизни Сань Мао. Хосе добился своего и стал ее законным мужем. Необычную свадьбу играли в пустыне Сахара, где молодые остались жить2.

Сань Мао с мужем Хосе

Сань Мао исполнила свою детскую мечту и начала близкое знакомство с самой большой в мире пустыней. Там родились первые и наиболее известные рассказы Сань Мао – «Истории Сахары», «Плачущий верблюд» и пр. Это была жизнь, полная любви и интересных событий. Потом они с мужем переехали жить на Канарские острова, туда перевели работать Хосе, который был водолазом. Во время одного из погружений, он погиб. Ему было 28. Это был второй и наиболее болезненный удар судьбы. Сань Мао безумно переживала и готова была отправиться за ним на тот свет. Ее ничто не держало, кроме родителей. В жизни писательницы начался новый период, окрашенный нескончаемой печалью. Никто уже больше не вернет ей прежнего вкуса к жизни. Сань Мао еще некоторое время путешествовала: она отправилась в долгую поездку по Южной Америке при содействии тайбэйской газеты. Но вскоре после того она окончательно вернулась на Тайвань, решив поставить точку на жизни скиталицы. Она преподавала, писала и работала над сценарием. Начались проблемы со здоровьем, и Сань Мао положили в больницу делать операцию. На следующий день после операции ее нашли повешенной на чулках в своей палате. Она немного не дожила до 48.

— Сань Мао (Чэнь Маопин 陈懋平) 1943-91
— Хосе (José María Quero Y Ruíz) 1951-79

Материалы:

  1. Википедия (на рус.яз.) или Байду (на кит.яз. []
  2. рассказ Сань Мао об этом в моем переводе можно почитать на [ru]: San Wen []
Фото аватара

Автор: Наталия Дойникова

Родилась, выросла, выучилась и совершенно случайно (а может, судьбоносно) попала на путь китаиста в славном Стольграде российском. Учителя прилагали все усилия, чтобы я стала новым светилом синологической науки. Кем же я на самом деле стала - пока не понятно. Однако путь мой теперь безнадежно связан с Китаем. Пишу, фотографирую, путешествую, читаю и перевожу современную китайскую литературу. Верю в Сунь Укуна, в неповторимость мгновения, и в то, что любая весть изначально благая.