Китайский человек-невидимка, или Прятки в большом городе

Китайский художник Лю Болинь
"Прячась в городе № 36" - Лю Болинь на фоне слогана

Liu Bolin, Nine Dragon Screen

7 января 1973 г. родился Лю Болинь (刘勃麟), один из активных участников современной художественной жизни в Китае. Кроме его скульптурных работ, он известен всем как «художник-хамелеон», нашедший свою форму самовыражения через искусство быть невидимым.

Свой творческий путь он начал как скульптор. Учился в Шаньдунском институте искусства, затем в Центральной академии в Пекине у известного скульптора, пионера концептуального искусства Суй Цзяньго (隋建国). После окончания университета четыре года преподавал в Цзинани, но контакты со столицей не прерывал. В 2005 г. получил приглашение работать ассистентом у своего учителя.

Так молодой Болинь попал в один из эпицентров художественной жизни Пекина – «арт-лагерь» Соцзяцунь (索家村国际艺术营). Это место привлекало тогда огромное число художников, которые находили здесь богатую творческую атмосферу и, немаловажно, выгодные условия аренды.

Акция в защиту "арт-лагеря" Соцзяцунь накануне сноса в 2005 г.
Акция в защиту «арт-лагеря» Соцзяцунь накануне сноса

Дальнейшие события развивались стремительно. Осенью 2005 г. постройки, в которых находились студии, были объявлены незаконными, и «арт-лагерь» оказался под угрозой сноса. Акции протеста, рок-концерт, публикации в СМИ и сбор подписей в защиту Соцзяцунь ненадолго приостановили решение суда, но не смогли предотвратить уже запущенный механизм. В ноябре по приказу властей часть студий была снесена.

В те дни Болинь особенно остро осознал уязвимость художника в современной Китае. Своеобразным актом протеста он ответил на действия властей. Болинь попросил друзей загримировать его под фон полуразрушенной студии, пока его фигура полностью не сольется с окружением.

"Урбанистический камуфляж # 1", фотография, сделанная на фоне разрушенной студии в ноябре 2005 г.
«Урбанистический камуфляж # 1», фотография, сделанная на фоне разрушенной студии в ноябре 2005 г.

Первые фотографии с места событий, позже названные «Урбанистический камуфляж» (城市的迷彩), дали начало долгоиграющему проекту «Прячась в городе» (藏于城中), в котором Болинь растворяется в различных городских ландшафтах современного Китая. Заставляя себя полностью раствориться на фоне слоганов, социальной рекламы, полок супермаркетов, заводов и строек, он пытается разобраться, как индивидуальность человека теряется под воздействием среды, общества, массовой культуры и официальной идеологии.

Phots together

Практика художественного камуфлирования привела его еще дальше в социальном протесте. В цикле фотографий, сделанных на фоне Великой стены, буддийских храмов, венецианских улиц, древних фресок Помпеи, художник размышляет о месте маленького человека в истории и диалоге Китая с западной цивилизацией.

В своем проекте Болинь совмещает сразу несколько форм современного искусства. Главным объектом творчества является сам художник. Каждый раз он превращает себя в скульптуру, которую расписывает несколько ассистентов, мастерски владеющие оптическими трюками боди-арта. Акции, часто проводимые в публичных местах и порой занимающие до 10 часов, превращаются в своеобразный перформанс, подчиненный главной цели – полному исчезновению героя. В самом конце появляется фотография.

В настоящее время Лю Болинь живет и работает в Пекине. Его скульптурные работы и фотографии находятся в коллекции китайских и западных галерей, включая Paris-Beijing и Klein Sun Gallery.

Liu Bolin's sculptures

Фото аватара

Автор: Ольга Панова

Мое знакомство с китайским языком и культурой началось на кафедре восточных языков в Институте лингвистики РГГУ. После окончания РГГУ уехала в магистратуру в Пекинский университет, где осваивала новую для меня и для самого Китая специальность "Культурные индустрии". В настоящий момент преподаю китайский и историю китайского искусства в Институте Конфуция РГГУ в Москве.