Иероглиф хао (好; хорошо) состоит из женщины (女) и ребенка (子), и это, пожалуй, самый утонченный образец пропаганды ценности человеческой жизни, имплантированный в культуру через язык. В Китае представления о рождении и воспитании детей, несмотря на 21 век и годы политики «одна семья — один ребенок», остаются пропитанными конфуцианской моралью и «традиционными» ценностями. Здесь практически невозможно быть матерью-одиночкой. Беременность и рождение детей считаются не личным делом семейной пары, а заботой родственников с обеих сторон. А ко всем детям относятся как к драгоценности, прощая им любые капризы. Чем же еще примечательно китайское отношение к детям, и почему концепция «тыжемать» в Китае невозможна?
От Древнего Рима до современного Китая
Когда-то на просторах Северной Африки произрастала трава сильфий. Основным поставщиком драгоценных семян в Римскую империю был город-порт Кирена, располагавшийся на территории современной Ливии. Экономика города настолько зависела от сильфия, что его даже изображали на монетах. Несмотря на попытки регулировать сборы, к середине первого века его истребили — слишком высок был на него спрос.
Нет, сильфий не был древнеримским аналогом марихуаны или других легких наркотиков. Его использовали в кулинарии: трудно представить аромат древнеримской кухни без семян в форме сердца. Находил он применение и в медицине, будучи практически универсальным средством, от геморроя до последствий укуса дикой собаки. Но главным местом его применения была спальня: сильфий считался обязательным элементом романтической встречи. И да, есть мнение, что любовные коннотации формы сердца связаны именно с сильфием. Его сок был эффективным способом предупреждения нежелательной беременности.
Имея возможность контролировать зачатие, древнеримские матроны не горели желанием рожать детей. У них были другие менее затратные физически возможности для самореализации. Общество, конечно, всячески поощряло повышение рождаемости в отдельно взятой семье: тут и высокий социальный статус матери (выше — только у весталки, жрицы богини Весты), и орден многодетной матери (и всякие преимущества) тем, кто решился на третьего ребенка.
В Китае, как и в Древнем Риме, семья виделась как основа государства, а рождение детей — благом, которое повышало статус женщины в семейной и социальной иерархии, как, впрочем, и мужчины. И в наши дни дамоклов меч на тонком волосе из бороды старика Конфуция висит над каждым неженатым тридцатилетним китайцем, готовый обрушиться в виде бесконечных упреков со стороны родителей и метафизического гнева предков. Причем, несмотря на пропаганду политики ограничения рождаемости, в массовом сознании отсутствие детей все еще считается невозможностью выполнить свой главный долг по отношению к семье и предкам.
Жена на вес золота
Экономическая независимость современных китаянок еще больше ужесточает агрессивную конкуренцию среди женихов, и так оказавшихся в непростой ситуации из-за полового дисбаланса демографической структуры населения (сто тысяч мужчин чисто статистически не смогут никогда найти себе жену).
В этом марте главной темой обсуждения в китайских соцсетях стала свадьба украинки и парня из провинции Шэньси. Международная любовь в Китае уже давно не в диковинку, интернет-пользователей больше взволновал тот факт, что жениху не пришлось выплачивать огромный выкуп родителям невесты — те отдали дочь замуж бесплатно.
В Китае чем меньше город, тем большую сумму жених должен выплатить семье невесты, не считая машину, квартиру и всякие мелочи для подготовки к свадьбе. В некоторых регионах сумма выкупа достигает 200 000 юаней (почти 2 млн рублей). Это огромная сумма, и многие собирают ее годами, пренебрегая 8-часовым рабочим днем и другими идеалами трудового законодательства. Нехватка невест стимулирует даже их воровство в соседних с Китаем странах.
Зачем китайским мужчинам жениться, причем путем таких значительных усилий? Потому что надо. Это прошито в китайской ментальности: род надо продолжить, а для этого надо жениться. И даже когда личные взгляды противоречат заветам предков, на помощь всегда придут родители, которые напомнят о сыновьей почтительности.
По этой же причине семья отца больше вовлечена в воспитание детей (но далеко не всегда), а в случае развода детей скорее всего отдадут отцу. Некоторые даже фактически покупают жену для продолжения рода. Я лично знаю несколько примеров, где женщина после рождения ребенка оставляла его отцу, получала оговоренное вознаграждение и разводилась. Но это, конечно, исключительные ситуации, а не стандартная практика.
Выходя замуж, китайская женщина понимает, что именно ее возможность продлить род является ее главной ценностью. Родить ребенка «для себя» она практически не может: хотя в законе прописано право, юридические препоны начинаются с момента получения сертификата о рождении ребенка, а стигматизация в обществе требует огромной внутренней силы, чтобы решится на одинокое материнство.
Поэтому когда китайские гиды в России дают абсурдные объяснения большому числу женщин, имеющих детей вне брака, они всего лишь пытаются предупредить когнитивный диссонанс у своих соотечественников. Им проще поверить в то, что в России не регистрируют официально брак, чтобы получать деньги от государства, чем представить, что российским матерям дети нужнее, чем их отцам.
Дети — это труд и ответственность
Рождение и воспитание детей в Китае лишены образа розово-плюшевой неги, которая должна накрыть будущую мать в тот момент, когда тест на беременность показывает две полоски. Решение, сохранять или нет беременность, принимается взвешенно. В Китае рождение детей — недешевое мероприятия. Даже в самом простом случае в Ханчжоу сами роды обходятся 8000-10000 юаней (80-100 тысяч рублей), из которых только 4000 покрываются муниципальным медстрахованием. Многие семьи планируют рождение детей задолго, иначе просто не смогут себе это позволить.
Беременность — серьезное событие для всей семьи: пересматривается диета, выселяются домашние животные, а поход на осмотр редко проходит в гордом одиночестве. Считается, что беременность сказывается на когнитивных способностях, 一孕蠢三年 («забеременела — будешь тупить три года»), поэтому женщинам в положении относятся с осторожностью и заботой. Женщины в свою очередь не стесняются подчеркивать беременность, хотя при этом многие продолжают работать практически до дня родов.
К родам в Китае относятся как к одному из самых тяжелых испытаний в жизни женщины: в ход идут все доступные современной медицине способы избежать боли, от эпидуральной анестезии до кесарево сечения. В 2010 году его предпочитала почти половина рожениц, за 8 лет их доля сократилась, но по-прежнему остается существенной: каждые третьи роды проходят неестественным путем. Несмотря на то, что получить направление на кесарево в государственной клинике без показаний практически невозможно, женщины предпочитают ровный шов вместо пугающих родов.
Не хотят молодые мамы и кормить новорожденных: это больно и портит форму груди. В Китае врачи следуют рекомендации ВОЗ и убеждают мам в преимуществах грудного вскармливания хотя бы в течение первых шести месяцев. Но многие уже с самого рождения предпочитают смешанное и искусственное вскармливание.
После родов женщины в Китае в обязательном порядке отдыхают и набираются сил в течение 1-2 месяцев (坐月子), пока ребенком занимаются бабушки-дедушки или сотрудники специального центра, где родившим обеспечивают специальное питание, отдых, процедуры.
Так как ребенок — изначально проект семейный, то ответственность и хлопоты по его воспитанию распределяются между всеми членами семьи. Конечно, мама — она и в Китае мама, поэтому берет огромную часть забот о ребенке, но это прежде всего ее семейная и социальная ответственность, а не личная репродуктивная блажь.
Если вам понравилась статья, пожалуйста поставьте лайк и поделитесь ею с друзьями.
Хотите быть в курсе наших публикаций по теме, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.