Цзэн Фаньчжи: искусство маскировки

На страницах NY Times на днях вышла публикация, посвященная самому дорогому современному художнику из Китая — Цзэн Фаньчжи. Повод? 25-летний юбилей творческого пути, который художник нескромно отметил вместе с пятью сотнями гостей в Пекине. В отличие от многих своих коллег, Цзэн Фаньчжи не учился и не жил за рубежом. Но как он смог найти путь к сердцу крупнейших мировых коллекционеров? И как ему удается, скрывая героев своих картин за масками, оставаться предельно откровенным и с собой, и с ценителями своего творчества?

Источник: Financial Times
Источник: Financial Times

Родился будущий художник в 1964 году в городе Ухань, столице провинции Хубэй и центре тяжелой промышленности времен Культурной революции. Когда в 16 лет Цзэн Фаньчжи (曾梵志) решил, что не видит смысла в окончании средней школы, и предпочел бы начать трудовую карьеру, его родители, простые сотрудники типографии, не стали препятствовать его решению, а помогли найти работу.

В свободное от трудовой деятельности время Цзэн Фаньчжи рисовал: его сосед провалил вступительные экзамены в местную академию искусств, и пока тот готовился к поступлению на следующий год, он давал уроки рисунка и живописи молодому рабочему. Спустя несколько лет в 1987 году Цзэн Фаньчжи уже сам успешно сдал экзамены на отделение масляной живописи в Академии искусств провинции Хубэй.

Образование в провинциальной академии не отличалось экспериментами: несмотря на конец 80-х, художников по-прежнему учили писать «настоящую жизнь», отправляя на практику в деревни. И как вспоминает Цзэн Фаньчжи, он ненавидел рисовать этих бесконечных овец и пастухов, так как не понимал, почему почувствовать «настоящую жизнь» можно только в деревне, когда он живет ей и так каждый день.

После окончания академии Цзэн Фаньчжи чуть не бросил живопись: оказалось, что не смотря на успехи и студенческие выставки, прожить «искусством» не так просто. Найдя работу в рекламной сфере, он продолжал рисовать и пытаться найти покупателей для своих работ. Так, однажды серия его работ попала на страницы американского издания ARTnews, один из авторов которого исследовал художественную среду в Ухане. В том же году ту же серию опубликовали на страницах Jiangsu Pictorial, который уже тогда специализировался на актуальном китайском искусстве.

В 1991 году статью о творчестве Цзэн Фаньчжи написал в гонконгском издании один из ведущих китайских арт-критиков Ли Сяньтин. Он же и познакомил художника с первым покупателем его работ — им стал известный куратор, коллекционер и владелец галереи Hanart TZ Джонсон Чан. Помимо 2000 долларов, Цзэн Фаньчжи получил приглашение принять участие в бесспорно одной из ключевых выставок первой половины 90-х — «Новое искусство Китая: после 1989 года». Она же стала своего рода пропуском в «высшую лигу» китайского актуального искусства.

Триптих №2. Серия "Больница"
Триптих №2. Серия «Больница»

Темой первой серии успешных работ была больница: Цзэн Фаньчжи экспрессивно запечатлел суровой быт в стенах китайской клиники образца конца 80-х годов. Почему больница настолько вдохновила его? Как он сам вспоминает:

«Я жил рядом с больницей. У меня дома не было туалета, поэтому если он требовался, то мне приходилось ходить в больницу. В 80-е годы наличие в доме собственного туалета было большим делом, у нас его даже в общежитии не было. Поэтому я постоянно ходил в больницу. И лица пациентов оказались для меня источником вдохновения. Они так глубоко засели в моей голове, что я не мог от них избавится. Поэтому я и начал их рисовать».

Серия "Маски", 1998
Серия «Маски», 1998

Следующая серия работ приобрела известность во всем мире — Маски. Как и в случае с больницей, выбор темы был обусловлен личным опытом и потребностью его выразить.

«Над Масками я начал работать, когда уехал из Уханя в Пекин в 1993 году. Я оказался в новой обстановке, но продолжал рисовать больницы и мясо. Однако уже чувствовал, что это мне больше не интересно, что у меня больше нет в этом никакой потребности. Меня это очень беспокоило, я даже начал думать, что не осталось ничего, чтобы я мог бы рисовать, что мой талант иссяк. Тогда я придавал больше значение природному таланту, и мне казалось, что у меня его больше нет. Поэтому я решил бросить рисовать работы на прежние темы, а попытаться изменить предмет своих работ, попробовать рисовать что-то другое. В 1993-1994 годах я постоянно менял стили. И однажды я нарисовал портрет мужчины в маске. Это было практически неосознанно. В моих работах нет секрета: я просто разбрасываю краски по холсту. Когда я закончил работу, понял, что это очень близко к тому, что я чувствую в настоящее время: я приехал в новый город, все вокруг меня поменялось. И это изображение каким-то образом было связано с этим чувством, когда ты проживаешь день за днем в этой новой среде, где ты никого не знаешь и никто не знает тебя. Это было очень странное чувство изоляции. Так, я нарисовал мужчину в маске, и меня это тронуло, потому что это было именно то, что я чувствовал в то время. Поэтому я нарисовал еще одного, еще и еще, что в итоге стало серией».

Работы из серии Маски по-прежнему являются самыми узнаваемыми картинами Цзэн Фаньчжи, хотя, конечно, за последние 20 с лишнем лет он обращался и к другим темам в своем творчестве. Но именно эти первые серии — Больница и Маски — позволили ему сделать имя в мировой арт-среде и… состояние.

Цзэн Фаньчжи по-прежнему живет и работает в Пекине.

Другие публикации о современном искусстве в Китае

Инь Сючжэнь: как сшить произведение искусства из ста кг одежды?
Ай Вэйвэй против
Сюй Бин: игры со словами
Цуй Жучжо — патриот и самый дорогой художник Китая
Ван Гуанъи: очеловечивая Мао
«Лестница в небо» Цай Гоцяна
Ян Шаобинь: искусство подворотен шахтерского городка
Шанхайская биеннале 2016
Собрание светлячков: художественная акция в старом шанхайском квартале

Ольга Мерекина

Автор: Ольга Мерёкина

Родилась во Владивостоке. Живет в Ханчжоу и Шанхае. BA (2007) востоковедение, MA (2014) современное искусство и кураторские исследования. Участник арт-коллектива Illumin8tors.