14 октября на канале Netflix начинается показ документального фильма о самом амбициозном проекте современного китайского художника Цай Гоцяна — «Лестница в небо». Мастер пороха, шума и мимолетного перформанса, Цай Гоцян известен широкой публике прежде всего фейерверками для открытия Олимпийских игр в Пекине. Почему выпускник отделения сценографии Шанхайской театральной академии выбрал главным средством художественного выражения и превратил традиционное развлечение Китайского нового года в высокое искусство?
Цай Гоцян (蔡国强) родился в 1957 году в городе Цюаньчжоу провинции Фуцзянь — в городе, когда-то бывшим одним из крупнейших портов мира. Его отец, увлекающийся китайской живописью и каллиграфией, с детства обучал сына традиционной технике. Несмотря на заметные успехи, будущий художник пытался найти альтернативные художественные решения, которые позволили бы ему почувствовать себя свободным от жестокости и деспотизма общества времен Культурной революции. Он пытался раздувать тушь с помощью веера, «поджаривать» свои рисунки на огне и даже запускать в них петарды.
В 1981 году он поступил в Шанхайскую театральную академию на отделение сценографии. Этот опыт, отличный от большинства художников его поколения, позволил ему работать с различными материалами для создания визуальных эффектов в трехмерном пространстве. Здесь же он научился работать в команде — спустя несколько десятилетий для создания своих работ Цай Гоцян станет активно привлекать волонтеров, открывая творческий процесс для сотрудничества.
В 1986 году Цай Гоцян переезжает в Японию, где начинается его становление как художника международного значения. Именно в Японии он пробует «по-взрослому» работать с пиротехникой. В 1995 году художник перебирается в Нью-Йорк, где проживает до сих пор.
«Впервые я прибегнул к открытому производству в конце 2009 года на Тайване, официально позволив зрителям участвовать в создании картин [из пороха]. В чем главный посыл? Мне кажется, что современное искусство — это не игра для узкого круга, все больше людей могут увидеть и почувствовать себя на месте художника, как он работает, с какими преградами, трудностями и радостями он сталкивается в творческом процессе. С помощью телефона этот процесс напрямую транслировался в интернет и на телевидение. И это не просто демонстрация работ аудитории. Это позволяет сделать процесс создания искусства частью жизни людей», — вспоминает Цай Гоцян в интервью Лесли Ма в 2012 году.
«Мне кажется, есть две причины, которые делают процесс создания [моих] работ таким зрелищным. Во-первых, [людей привлекает] опасность, которая связана с работой с порохом. А во-вторых, ритуальное свойство огня. Опасность работы с порохом ассоциируется с жизнью и судьбой. Люди готовы терпеливо наблюдать весь процесс подготовки, который ведет к резким переменам в момент взрыва. Им любопытно, что же будет в конце. <…> Ритуальное свойство огня и пороха связано с древними практиками предсказания будущего и судьбой самого произведения искусства. Наблюдая за процессом, зрители чувствуют себя причастными к судьбе художника».
«Если вся работа сделана одним художником, от идеи до плана взрыва, то в этом нет никакого разрыва, разрушения. Это слишком просто и беспрепятственно, и поэтому не имеет смысла. Если ты следуешь плану от начала до конца, это противоречит природе пороха».
Для заглавной иллюстрации использована фотография перформанса «Лестница в небо», проведенного 15 июня 2015 года в родном городе художника, — подарок Цай Гоцяна на 100-летний юбилей бабушки. Фото: Cai Studio.
Другие публикации о современном искусстве в Китае
Инь Сючжэнь: как сшить произведение искусства из ста кг одежды?
Ай Вэйвэй против
Сюй Бин: игры со словами
Цуй Жучжо — патриот и самый дорогой художник Китая
Ван Гуанъи: очеловечивая Мао
Ян Шаобинь: искусство подворотен шахтерского городка
Шанхайская биеннале 2016
Цзэн Фаньчжи: искусство маскировки
Собрание светлячков: художественная акция в старом шанхайском квартале