Ай Вэйвэй против

В конце июля в испанском монастыре 12-го века открылась инсталляция Ай Вэйвэй, которая воспроизводит сцены из тюремного заключения китайского художника в 2011 году. Инсталляция «S.A.C.R.E.D.» является частью масштабного проекта «Поэзия свободы», приуроченного к 400-летию со дня смерти Сервантеса, считавшего свободу самым ценным подарком человечеству. Почему именно Ай Вэйвэй оказался самым главным «певцом свободы» в мире искусства?

ai-weiwei-3
Фрагмент инсталляции S.A.C.R.E.D. / Венецианская биеннале 2014. Источник: commons.wikimedia.org

Ай Вэйвэй, бесспорно, является самым скандально известным китайским художником: открытая критика китайского правительства не может не привлекать внимание, особенно если оппозиционность подтверждается преследованиями и тюремными заключениями. Однако не стоит считать, что Ай Вэйвэй априори против властей КНР, в первую очередь, он за свободу слова и права человека. Просто в родном отечестве несовершенство мира воспринимается острее. Однако несправедливость в других частях света не остается без его внимания: его последние работы были посвящены современному гуманитарному кризису в Европе, ярко проявившимся в проблеме беженцев. К слову, в китайском интернете с радостью публикуют критические высказывания Ай Вэйвэя в отношении ЕС.

Ай Вэйвэй был рожден стать оппозиционером. Его родители, пекинские поэты, были сосланы во время Культурной революции в трудовой лагерь сначала на северо-восток, в Хэйлунцзян, а потом — на запад, в Синьцзян. Только после смерти Мао Цзэдуна семья смогла вернуться в столицу. В 1978 году Ай Вэйвэй поступил в Пекинскую академию кино и вместе с другими молодыми и дерзкими создал одну из первых в Китае групп авангардных художников — «Звезды».

В 1981 году Ай Вэйвэй в числе первых китайских авангардистов уехал в США, откуда вернулся в Китай лишь спустя 12 лет. По возвращению он развернулся с китайским размахом, организовав целый цех для реализации своих художественных проектов. Большинство работ в первую очередь отражали актуальные проблемы и вопросы.

По словам Ай Вэйвэя, вернувшись на родину, он обнаружил абсолютно другую страну, в сравнении с той, которую он покидал в начале 80-х. Но по-прежнему как для него, так и для всего китайского общества он увидел острую проблему отношения к прошлому:

«История моей страны, моя личная история или история людей в моем окружении очень фрагментарна. Многое просто выкинуто, трудно собрать все воедино. Для этого требуется огромное воображение, чтобы согласовать эти фрагменты и собрать их в какую-то общую структуру. Но в действительности этой общей структуры не существует».

ai-weiwei-1
Роняя урну династии Хань, 1995. Источник: phaidon.com

Именно эти вопросы отношения к прошлому вдохновили Ай Вэйвэя на его художественные эксперименты с китайскими антикварными артефактами: то он разбивал погребальные урны начала нашей эры, то клеймил их современными брендами массового потребления. Помимо исторического вопроса, эти проекты поднимали и другую волнующую его проблему, актуальную не только для Китая, но и всего мира — проблему потребления:

«Когда мы что-то потребляем, будь то Кока-Кола или керамика династии Хань, на самом деле объект потребляет наш мозг – нам приходится признавать его ценность, его идеологию. Даже если люди не пытаются осознанно потреблять эти вещи, вещи все равно потребляют нас».

ai-weiwei-2
Ваза Coca-Cola, 2011. Источник: sothebys.com

Трудности взаимоотношения с китайским правительством – это тоже следствие обращения Ай Вэйвэя к острым проблемам: будь то катастрофические последствия землетрясения в Сычуане, когда из-за низких стандартов строительства и коррупции местные школы буквально сложились как карточные домики, погребя под собой детей, или проблема безопасности переливания крови в сельских районах, где из-за небезопасных методов сбора в 80-90-е годы более 850 000 человек были заражены ВИЧ (документальный фильм «Stay home», 2013).

ai-weiwei-4
«Она счастливо прожила семь лет» — инсталляция из детских портфелей в память о жертвах сычуаньского землетрясения, 2009. Источник: artfilledcavity.wordpress.com

В 2011 году Ай Вэйвэй был арестован в аэропорту Пекина во время посадки на рейс в Гонконг. Его обвинили в невыплате налогов. После 81-дневного тюремного заключения его выпустили под залог, без права покидать Пекин в течение года. Через год судебных разбирательств и активной поддержки международной общественности обвинения были сняты, правда, Ай Вэйвэй еще в течение трех лет находился под наблюдением полиции и не имел права покидать страну. Паспорт ему вернули лишь в июле 2015 года. Тем не менее, невозможность покинуть страну никоим образом не сказалась на участии его работ в международных биеннале и выставках в крупнейших музеях.

Для заглавной иллюстрации использована фотография Ай Вэйвэя из серии «Изучая перспективу», 1999 год.

Другие публикации о современном искусстве в Китае

Инь Сючжэнь: как сшить произведение искусства из ста кг одежды?
Сюй Бин: игры со словами
Цуй Жучжо — патриот и самый дорогой художник Китая
Ван Гуанъи: очеловечивая Мао
«Лестница в небо» Цай Гоцяна
Ян Шаобинь: искусство подворотен шахтерского городка
Шанхайская биеннале 2016
Цзэн Фаньчжи: искусство маскировки
Собрание светлячков: художественная акция в старом шанхайском квартале

Ольга Мерекина

Автор: Ольга Мерёкина

Родилась во Владивостоке. Живет в Ханчжоу и Шанхае. BA (2007) востоковедение, MA (2014) современное искусство и кураторские исследования. Участник арт-коллектива Illumin8tors.