С конца 1920-х годов центр Шанхая начал обрастать небоскребами, но все они находились в Международном сеттльменте. Первый претендент на звание небоскреба во Французской концессии появился в 1934 году. Это был банк «Чжун Хой» (中汇银行), который возглавлял крестный отец опиумной мафии Ду Юэшен.
Чжун Хой Банк · 中汇大厦
Адрес: 143 Yan’an East Rd (открыть в baidu map)
Годы постройки: 1934
Нынешнее состояние: Банк Пекина
Банк открылся в марте 1929 года для отмывания доходов от опиумного трафика, игровых притонов и борделей. Генеральный директор по прозвищу Большеухий Ду настойчиво предлагал членство в совете директоров банка крупнейшим бизнесменам Шанхая, и те безропотно вносили в активы по полмиллиона серебряных долларов, получая взамен протекцию «Зеленой банды». Такие добровольно-принудительные вклады назывались «поднести букет» (堆花).
Кроме реинвестиции криминальных прибылей в легальные проекты, банк покровительствовал опиумному бизнесу, выдавая ссуды поставщикам зелья под залог товара. Вскоре новоиспеченный банкир Ду Юэшен приобрел большой участок во Французской концессии вплотную к авеню Эдуарда Седьмого (теперешняя East Yan’an Road), которая служила границей между двумя иностранными юрисдикциями.
В 1930 году началась разработка проекта нового здания банка, который выполнила ведущая архитектурная фирма Французской концессии «Leonard, Veysseyre & Kruze» при участии китайского архитектора по имени Хуан Жикунь (黄日鲲). Строительство началось в 1932 году и завершилось в сентябре 1934 года. Девятиэтажное здание в стиле ар-деко было увенчано шестиэтажной башенкой и мачтой, которые довели общую высоту до 76 метров. Благодаря им банк стал первым небоскребом во Французской концессии.
Крыльцо банка смотрело на север, где через дорогу простиралась территория Международного Сеттльмента и деловой центр Шанхая. С точки зрения фэншуя северный угловой вход был крайне неблагополучен, но несмотря на то, что Ду был глубоко суеверен, финансовые потоки оказались важнее энергетических. Как дань традиции, архитекторы предусмотрели второстепенный вход вдоль другого фасада.
Кассовый зал был отделан белым и черным мрамором, а главным его элементом был витражный потолок. Яркие цвета и геометрические орнаменты вперемежку с золотыми драконами имитировали потолки в пекинском императорском дворце. Доступ в личный кабинет Ду Юэшена на втором этаже был возможен только через пуленепробиваемый директорский лифт; кабинет имел также автономное электроснабжение. Мафия не скупилась на защиту: хранилище банка считалось самым высокотехнологичным на тот день; оно имело автономный обогрев и кондиционирование, а также тайный запасной выход.
Здание криминального банка выросло бок о бок с Французским муниципальным советом, занимавшим в то время старинное здание «Колониального отеля» на соседнем участке. Главный гангстер Шанхая и французское руководство работали в тандеме: «Зеленая банда» обеспечивала порядок на улицах, а за это муниципалитет закрывал глаза на наркотрафик. Эти отношения были закреплены контрактом, который подписали Ду Юэшен, французский консул Эдгар Коклен (Edgar Koechlin) и шеф полиции Этьен Фиори (Etienne Fiori). Французы получали ежемесячные отчисления от банка «Чжун Хой»; консул также заседал в совете директоров.
Когда Париж узнал об этом пикантном альянсе, Коклену пришлось сойти с поста и официально разорвать контракт с мафиози. Ду притворился, что не обижен, но пригласил всех бывших участников договора на банкет, вскоре после которого они один за одним умерли от загадочной интоксикации. Не выжил даже нотариус, когда-то заверявший злополучный контракт.
Распад альянса с французами не пошатнул позиций Ду Юэшена, который к тому времени примкнул к более сильной группировке – республиканскому правительству (Гоминьдан). Ду вошел в советы директоров крупнейших финансовых организаций Шанхая, а банк «Чжун Хой» стал шестым крупнейшим в Шанхае и возглавил группу банков, через которую проходило 80% денежных потоков Китая. Вскоре с одобрения Гоминьдана, банк Ду Юэшена начал банкротить и поглощать крупные банки из пятерки лидеров, «распиливая» их капиталы пополам с правительством.
Но недолго шанхайскому мафиози удавалась сочетать опиумную и банковскую монополии. Наступление Японской империи в августе 1937 года в одночасье прервало транспортные потоки в шанхайский порт, после чего на поставки опиума наложили лапу японцы, а руководство «Зеленой банды» бежало в Гонконг. Оттуда Ду продолжил руководить шанхайскими финансами через подставных лиц, но масштаб операций банка «Чжун Хой» поблек. В 1949 году гангстерские объекты и учреждения в Шанхае были национализированы, и с 1959 по 1991 год в бывшем «мафиозном банке» находился Шанхайский музей, пока для него не было построено новое здание на Народной площади. Сейчас на нижних этажах бывшего банка «Чжун Хой» располагается «Банк Пекина», на верхних – офисы.
Для заглавной иллюстрации использовано фото лестничного пролета в банке. Источник: wenhui.news365.com.cn
Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут
Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).
Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebook, vk, instagram, telegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.