Ателье «Мэзон Аркус» Татьяны Линовой

Деловой центр старого Шанхая – это не только шеренга особняков на Банде, но и сеть исторических кварталов между рекой и Народной площадью. Сычуаньская улица (Sichuan Road), идущая параллельно набережной, издавна была желанным адресом для контор, банков и агентств. На ней находились торговый центр «Центральная Аркада» (№355–363), «Объединенное сберегательное общество» (№259), «Китайская страховая компания» и Главпочтамт. Одно из малоизвестных зданий – «Уорд Билдинг» (Ward Building), под №260, интересно еще и тем, что хранит историю русского успеха на китайской земле.

Сычуаньская улица и бывшее здание «Уорд Билдинг» в наши дни. Источник: Antigng для wikipedia

«Уорд Билдинг» / Ward Building / 华达大楼

Адрес: 620 Middle Sichuan Road / 四川中路620号 (открыть в baidu map)
Год постройки: 1924
Нынешнее состояние: отели и рестораны

Полустертое название «Уорд Билдинг» все еще различимо. Источник: sina.com

Здание «Уорд Билдинг», названное по фамилии собственника – предпринимателя американско-китайского происхождения Вильяма Уорда (William Ward) – было выстроено в 1924 году. Архитектурный проект создал шотландец Генри Кумин (Henry Cumine), родившийся в Шанхае и создавший фирму «Cumine & Co», которая строила в основном фабричные здания и склады. Его сын Эрик тоже стал архитектором, вступил в семейную фирму и создал многоквартирный дом «Дэнис». На верхних этажах здания разместились квартиры, на средних – конторы, а внизу были магазины и ателье, одно из которых принадлежало самой влиятельной модистке Шанхая 1920-х годов – Татьяне Васильевне Линовой, в замужестве Аркус.

Деловой центр Шанхая. Источник: George Silk, 1946

До появления в Шанхае русских эмигрантов иностранные женщины не работали и ни в чем не нуждались. Вслед за массовым переселением тысяч обездоленных русских в середине 1920-х годов русские женщины включились в предпринимательство и создали рынок женской занятости. Самые умелые россиянки взялись за рукоделие, шляпное дело, дизайн и пошив одежды на заказ. Европейские и американские модницы были им весьма благодарны – ведь раньше им приходилось обращаться к китайским портным, а потом сетовать на непривычный фасон и трудности перевода. Русские портнихи гордились своим «европейским» вкусом и создали в Шанхае полноценную индустрию европейской моды.

Реклама «Мэзон Аркус» с логотипом в 1930-е годы. Источник: Shanghai Sunday Times

Татьяна Васильевна Линова (в замужестве Аркус) была первой русской модисткой Шанхая. Она прибыла в Шанхай еще в 1915 году, до октябрьской революции. Не зная ни слова по-английски, Линова вложила все сбережения (100 серебряных долларов) в собственное ателье под французским названием «Maison des Modes», которое разместилось на шанхайском Бродвее, позади отеля «Астор». Начав с пошива нарядов из изысканных импортных тканей, через пару лет Линова стала регулярно ездить в Париж и закупать туалеты из новых коллекций ведущих домов мод. Впервые в Шанхае Линова ввела практику найма высоких и красивых славянских девушек для демонстрации своих коллекций. Показы сопровождались фуршетами, где рекой лилось шампанское и подавалась белужья икра и крохотные канапе.

Сычуаньская улица в 1940-е годы; «Ward Building» — высокое здание на правой стороне. Источник: sy-随意

Невзирая на популярность ателье «Maison des Modes», к середине 1920-х годов оно обанкротилось и его выкупила англичанка Эмили Мур, которая намеревалась снова сделать ателье прибыльным. Но клиентки не изменили русской портнихе и принялась заказывать у нее платья частным образом. Мисс Мур подала в суд и выиграла дело, в результате чего шанхайский судья запретил Татьяне Линовой три года браться за иглу. Выждав часть отведенного срока, в 1925 году Линова открыла новое ателье под названием «Maison Arcus» – на этот раз в недавно выстроенном здании «Уорд Билдинг» на Сычуаньской улице.

Интерьер салона «Мэзон Аркус», разработанный архитектурной фирмой Davies & Brooke. Источник: Shanghai Sunday Times, 1932

Об открытии нового салона пресса писала: «На фоне серо-голубой обстановки салона среди искусно расставленных зеркал роскошные манекены демонстрируют прелестные платья и накидки в наилучших ракурсах, в то время как на фоне играет невидимый оркестр… Вечерние наряды отличаются мягкими расцветками и сложностью отделки металлизированной нитью, вышивкой, бисером, жемчугом и мехом. Красота материалов и оригинальность покроя – на непревзойденной высоте».

Моды 1931 года. Источник: China Press
Шелковый домашний костюм, Татьяна Линова для «Мэзон Аркус». Источник: Emily Reynolds Historic Costume Collection

Карьера Линовой вышла на новый виток успеха; ее фамилия прочно отождествлялась с парижским стилем. После каждого ее возвращения из Парижа шанхайские журналисты брали у модельера интервью и выпытывали, что нужно носить в этом сезоне. Ее мнению доверяли безоговорочно: в Шанхае не было более «истинной француженки», чем Татьяна Линова. В 1930 году она отмечала пятнадцатилетие своего дела в Шанхае; страницы местных газет пестрели поздравлениями. Журналисты утверждали, что благодаря ей «шанхайские светские дамы одеты лучше, чем где либо еще в Азии».

Фасад здания в наше время. Источник: 言衣草-上海历史建筑 前世今生 sina.com

Салон Линовой проработал в здании «Уорд Билдинг» десять лет, на которые пришелся пик ее карьеры, после чего вместе с семьей она перебралась в США. После наступления коммунизма иностранные офисы и магазины в здании «Уорд Билдинг» сменились на китайские.

Фрагмент фасада. Источник: 言衣草-上海历史建筑 前世今生 sina.com

Для заглавной иллюстрации использована фотография Сычуаньской улицы в 1930-е годы; здание Ward Building отмечено цветом. Источник: flickr Cities in Old Days

Еще больше статей о знаковых постройках Шанхая здесь, а архивные фотографии можно найти тут

Вам понравилась наша статья? Поделитесь ею в соцсетях (достаточно кликнуть на иконку внизу страницы).

Если вы хотите быть в курсе наших публикаций, подписывайтесь на страницу Магазеты в facebookvkinstagramtelegram и наш аккаунт в WeChat — magazeta_com.

Фото аватара

Автор: Катя Князева

Я журналист, историк и краевед. Выросла в Сибири, училась в Корее, прожила десять лет в Китае, переехала в Италию. Жизнь в Азии породила интерес к урбанистике и истории. В Шанхае я фотографировала архитектурное наследие, уходящее в прошлое, экспериментировала с раритетными советскими камерами и просроченной пленкой, опубликовала иллюстрированный атлас старого города в двух томах. В Италии исследую историю русской эмиграции и учусь в аспирантуре.